[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ'

Расстановка ударений: 'ПОЛИТИ`ЧЕСКИЙ ФИЛЬМ'

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ", произведение, тема и сюжет к-рого непосредственно связаны с политикой - классовой борьбой, нац.-освободит. движениями, междунар. проблемами, вопросами гос-ва и власти и т. д. Термин "П. ф." получил распространение в западном, а затем и в мировом киноведении во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. Он обозначал определённый тип произведения, сформировавшийся в этот период в киноиск-ве капитал истич. стран в результате широкого проникновения на экраны актуальной политич. тематики, по-своему отражавшей углубление идейно-политич. кризиса капитализма и рост антиимпериалистич. движений (рабочего, молодёжного, антивоенного, женского, негритянского и др.).

Движение за "П. ф." зародилось во Франции. В 1966 на экраны вышел фильм А. Рене "Война окончена", в к-ром -значит, роль играли политич. дискуссии, связанные с пребыванием в Париже исп. коммуниста-подпольщика. В 1967 большая группа режиссёров и операторов (К. Mapкер, Ж. Л. Годар, М. Маре и др. снимала эпизоды массовой забастовки в г. Безансоне. В том же году был снят док. ф. с игровыми эпизодами "Далеко от Вьетнама" (реж. А. Варда, Годар, Ж. Деми, И. Ивенс, К. Лелуш, Маркер, Рене и др.), направленный против агрессии США во Вьетнаме. Множество полулюбительских док. ф., кинопризывов и кинолистовок было снято во время студенч. волнений в Париже в мае - июне 1968. В этот период во Франции возникло неск. объединений кинематографистов, ставивших перед собой исключительно задачи борьбы против господства буржуазии. При этом социально-политич. взгляды авторов альтернативных ф. (см. Альтернативное кино), созданных в рамках таких объединений, колебались от выражения позиций ФКП до левого экстремизма, с элементами антикоммунизма, характерного, в частности, для таких л групп, как основанная Годаром и г Ж. П. Гореном "Группа Дзига Вертов" или о "Революц. Пролет. кинематографисты".

Объединения кинематографистов, более или менее независимые от системы офиц. бурж. кинопроиз-ва и проката, были орг. также в Италии, ФРГ, в ряде стран Азии и Лат. Америки. В известной мере политизация проявилась и в некоторых произв. "подпольного кино" США ("Ох уж эти арбузы", 1965, реж. Р. Нельсон; "Вехи", 1975, реж. Р. Крамер, Д. Дуглас).

Массовый интерес к док. и игровым картинам, в к-рых находили выражение критич. взгляды на состояние и перспективы бурж. общества, лентам, посв. нац.-освободит. борьбе, антивоен. демонстрациям, забастовкам, студенч. бунтам и расовым беспорядкам, вынудил и ряд уржуазных кинопромышленников пойти на создание "П. ф.", далеко не однородных по своему идейному содержанию.

В Италии, где прогрес. политич. кино пользовалось наибольшим влиянием, оно опиралось на социальные картины рубежа 50 - 60-х гг., в к-рых традиции неореализма обогащались остротой и точностью классового анализа ("Сальваторе Джулиано", 1961, "Руки над городом", 1963, оба реж. Ф. Рози). На этой основе было создано неск.аналитич. реконструкций подлинных историч. событий: "Битва за Алжир" (1966, реж. Дж. Понтекорво), "Дело Маттеи" (1972) и "Христос остановился в Эболи" (1979) - оба реж. Рози, "Убийство Маттеотти" (1973, реж. Ф. Ванчини), "Ночь св. Лоренцо" (1982, реж. П. и В. Тавиани) и др. Эпич. панорама классовой борьбы в Италии 1-й пол. 20 в. была очерчена в фильме Б. Бертолуччи "Двадцатый век" (1976). Социальный анализ реальных или вымышленных событий прошлого характеризовал и ряд ф., созданных в Швеции ("Джо Хилл", 1971, реж. Б. Видерберг), Франции ("Камизары", 1972, реж. Р. Аллио; "Ничего не случилось", 1973, реж. И. Буассе), Великобритании ("Уинстенли", 1975, реж. К. Браунлоу, Э. Молло), США ("Рабы", 1969, реж. Г. Биберман), а также в ряде др. капиталистич. стран. Заметное место в кинорепертуаре занимали ленты, предупреждающие об опасности неофашизма и терроризма: "Хотим полковников" (1973, реж. М. Моничелли), "Сиятельные трупы" (1976, реж. Рози), "Площадь Сан-Бабила, 20 часов, бессмысленное убийство" (1976, реж. К. Лидзани), "Я боюсь" (1977, реж. Д. Дамиани) - все Италия, "Сильный Фердинанд" (1975, реж. А. Клуге, ФРГ), "Семь дней в январе" (1979, реж. X. А. Бардем, Испания). Политизация зап. экрана привела к появлению картин, посв. жизни и борьбе рабочего класса: "Элиза, или Настоящая жизнь" (1970, реж. М. Драш), "Бомаск" (1972, реж. Б. Поль) - обе Франция, "Одален, 31" (1968, реж. Видерберг, Швеция). Но в отдельных ф. сказались леворадикальные заблуждения авторов, недооценка роли коммунистич. партий и прогрес. профсоюзных объединений ("Рабочий класс идёт в рай", 1971, реж. Э.Петри, Италия), а то и открытая враждебность по отношению к ним ("Ударом на удар", 1971, реж. М. Кармиц, "Всё хорошо", 1972, реж. Годар, Горен, оба Франция). Тем самым критич. антибурж. пафос произв. был значительно ослаблен.

Ещё более сложным и противоречивым явилось экр. воплощение молодёжного движения. К проблемам бунта молодого поколения обращались М. Антониони ("Забриски-пойнт", 1970, США), Л. Андерсон ("Если...", 1968, Великобритания), группа зап.-герм. режиссёров ("Германия осенью", 1978, реж. А. Бруштеллин, Клуге, Р. В. Фасбиндер, Ф. Шлендорф и др.). Экстремистские заблуждения, присущие части западной молодёжи, нашли отражение в картинах Годара ("Китаянка" и "Уик-энд", 1967), М. Беллоккьо ("Кулаки в кармане", 1965, "Китай близко", 1967, Италия), В. Шёмана ("Я любопытна", 1968, Швеция) и др. режиссёров.

Появление отдельных реакционных антикоммунистических лент свидетельствовало об идеологической разнонаправленности "П. ф.", о стремлении буржуазии использовать "моду на политику" в своих классовых целях. На Западе получили распространение и картины, предлагавшие психопатологич. интерпретацию фашизма ("Ночной портье", 1974, реж. Л. Кавани, "Салон Китти", 1976, реж. Т. Брас, оба Италия; "Лакомб Люсьен", 1974, реж. Л. Маль, Франция), а то и прямой пересмотр оценки "третьего рейха" ("Гитлер, карьера", 1977, реж. И. Фест, X. Херрендерфер, "Гитлер - фильм из Германии", 1978, реж. Г. Ю. Зиберберг, оба ФРГ).

Подчинение "П. ф." целям манипуляции массовым сознанием побудило нек-рых кинематографистов отказаться от использования традиц. жанров и форм киноповествования для выражения антибурж. протеста. В результате возникла теория "деконструкции" и "дистанцирования" (намеренного разрушения бытового правдоподобия и логики повествования) как якобы единств. форм "революционного" иск-ва. Воплощение этих принципов в творческой практике ("Уикэнд". 1967, "Один плюс один", 1969, оба реж. Годара, Франция; "Урок истории", 1972, реж. Ж. М. Штрауб, ФРГ) было отмечено идейно-политич. противоречивостью и привело к отрыву этих и им подобных произв. от массовой аудитории, что свело на нет и их социальную действенность.

В то же время на экранах Запада преобладающее место заняли политич. детективы, в к-рых на основе актуальной темы строился по возможности занимат. приключенч. сюжет. Наиболее распространённой в этом плане была тематика, связанная с политич. убийствами ("Дзета", 1969, реж. Коста-Гаврас, Франция - Алжир; "Покушение", 1972, реж. Буассе, Франция, в сов. прокате "Похищение в Париже"; "Параллакс", 1974, реж. А. Пакула, США), произволом властей и полиции ("Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений", 1969, реж. Петри, Италия, в сов. прокате "Дело гражданина вне всяких подозрений"; "Убийцы именем порядка", 1971, реж. М. Карне, Франция, в сов. прокате "Преступление во имя порядка"; "Вся президентская рать", 1976, реж. Пакула, "Принцип "Домино"", 1977, реж. С. Крамер, оба США), экономич. и политич. махинациями ("Нет дыма без огня", 1973, реж. А. Кайат, в сов. прокате "Шантаж"; "Следователь Файар по прозвищу "Шериф"", 1977, реж. Буассе, в сов. прокате "Следователь по прозвищу "Шериф""; "Смерть негодяя", 1977, реж. Ж. Лотнер, все Франция), преступной деятельностью мафии ("Каждому своё", 1967, реж. Петри, "Признание комиссара полиции прокурору республики", 1971, реж. Дамиани, "Счастливчик Лючано", 1973, реж. Рози, все Италия), злоупотреблениями бурж. прессы ("Помести чудовище на первую полосу", 1972, реж. Беллоккьо, Италия, в сов. прокате "Об убийстве на первую полосу"; "Поруганная честь Катарины Блюм", 1975, реж. Шлендорф, ФРГ). В ряде случаев установка на внешнюю занимательность маскировала, а иногда и фальсифицировала подлинный лолитич. смысл событий.

Т. о., движение "П. ф." было сложным в и противоречивым. В известной мере оно с укрепило позиции прогрес. художников, стремившихся поднимать в своих произв. з актуальные проблемы истории и современности. Однако в противовес этой р тенденции реакц. круги пытались перевести социально-политич. протест в безопасное русло традиц. приключенч. ф., к способствовать распространению реакционных антикоммунистич. настроений. В то же время отказ ряда кинематографистов от работы в системе бурж. индустрии культуры неизбежно приводил к их изоляции от массовой аудитории. Поэтому и сами ф. были весьма неоднородны и неоднозначны как по своей идейной направленности, так и по худож. принципам. Одни из них выражали антиимпериалистич. настроения, другие защищали с интересы и привилегии господствующего класса.

"П. ф." кон. 60 - 70-х гг. отнюдь не исчерпывают политич. кино - явления значительно более масштабного. Хотя отдельные картины об актуальных политич. событиях, гл. обр. сенсационных, создавались уже в первые годы истории кино, в своём подлинном значении ведущая роль идейно-политич. направленности творчества проявилась только в социалистич. киноиск-ве. Сов. кино, начиная с агитфильмов первых послереволюц. лет, было поставлено на службу передовым идеям времени. Произв. С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова продемонстрировали всему миру силу, яркость и худож. многообразие киноиск-ва, обратившего новаторские выразит. средства экрана на решение социально-политич. и идейно-воспитат. задач строительства социализма и формирования нового человека. Метод социалистич. реализма, в основу к-рого положен принцип коммунистич. партийности худож. творчества, предполагает выявление социального смысла всех рассматриваемых конфликтов. Поэтому произв., создатели к-рых руководствуются этим методом независимо от тематики и жанра, по сути своей являются политическими. Это определяет и особую роль ф., непосредственно обращенных к политич. материалу и проблематике, в особенности историко-революционных и военно-патриотических.

Политич. анализ историч. процесса был ведущим в лентах о ключевых событиях прошлого, предводителях нар.-освободит. движений, крупных гос. деятелях, полководцах. Важное место в этом плане занимали и картины о социально-политич. проблемах социалистич. строительства. Обращение к политич. тематике характеризовало фильмы о Марксе, Энгельсе и Ленине, такие этапные произв., как "Чапаев" и "Депутат Балтики", "Великий гражданин" и "Член правительства", "Радуга" и "Молодая гвардия" и целый ряд других. В 60 - 80-е гг. сов. политич. ф. характеризовался прямой полемикой с идеологич. противниками по ключевым вопросам истории и современности. Ф. "Обыкновенный фашизм", "Освобождение" и док. киноэпопея "Великая Отечественная" противопоставляли фальсификаторам марксистско-ленинское понимание социальной сути фашизма и движущих сил антифаш. движения. Публи-цистич. ленты Р. Л. Кармена, А. И. Медведкина, Е. И. Вермишевой, игровые картины "Это сладкое слово - свобода", "Ночь над Чили", "Люди в океане" и ряд других произв. отличало прямое обращение к междунар. жизни. Актуальные вопросы общества зрелого социализма рассматривались в картинах, поев, ключевым социально-психологич. проблемам развития нар. хозяйства, лентах, в центре к-рых были образы партийных, сов. и хозяйственных руководителей ("Премия", "Прошу слова", "Твой сын, земля", "Вкус хлеба", "Надежда и опора" и др.). Опыт сов. кино оказал и оказывает решающее влияние на прогрес. художников мн. стран.

Формирование и перестройка нац. кинематографии в странах, вставших на путь социалистич. строительства, привели к усилению роли политич. тематики на " экране. Кинематографисты европ. социалистич. гoc-в уделяют постоянное внимание истории революц. борьбы и антифаш. движения, проблемам построения социализма, а также междунар. жизни. Кино-иск-во МНР, СРВ, КНДР, Кубы дало а яркие примеры борьбы народов этих стран за свободу и независимость, за создание социалистич. общества.

В капиталистич. странах уже в период немого кино был создан ряд прогрес. политич. картин, в частности нем. агитационно-пропагандистские ф. рубежа 20 - 30-х гг. Позднее демократич. тенденции получили яркое воплощение в нек-рых франц. лентах 30-х гг., в особенности в картине Ж. Ренуара "Жизнь принадлежит нам" (1936), пост, по заказу ФКП. Вторая мировая война привела к активизации антифаш. сил, оказавших в ряде случаев воздействие и на киноиск-во. К началу 50-х гг., отмеченных развёртыванием на Западе "холодной войны" против стран социализма, собственно политич. кино было представлено гл. обр. реакционными антикоммунистич. картинами. Отдельные ленты прогрес. направленности создавались за пределами офиц. системы бурж. кинопроиз-ва (напр., в США "Соль земли" Г. Бибермана, 1953). С сер. 60-х гг. антибурж. политич. кино плодотворно, хотя и не без трудностей, развивается не только на Западе, но и во мн. странах Азии, Африки и Лат. Америки в русле соответствующих нац.-освободит. движений и на основе специ-фич. историко-культурных традиций.

Экран и идеологич. борьба. Сб. ст., М., 1976; Юткевич С. Модели политич. кино, М., 1978; Баскаков В., Противоречивый экран, М., 1980; Караганов А., Киноиск-во в борьбе идей, М., 1982.

К. Э. Разлогов.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.