[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




'ПРЯМОЕ КИНО'

Расстановка ударений: 'ПРЯМО`Е КИНО`'

"ПРЯМОЕ КИНО" (франц. cinema direct, англ. direct cinema), принятый на Западе термин, обозначающий метод создания док. ф., к-рый основан на наблюдении за событиями по возможности без вмешательства в их естеств. ход. В теоре-тич. плане "П. к." восходит к идее Д. Вертова о запечатлении "жизни врасплох". Её практич. реализация была связана с появлением на рубеже 50 - 60-х гг. эмульсии высокой светочувствительности, лёгкой и относительно бесшумной 16-мм киносъёмочной и звукозаписывающей аппаратуры, а также с влиянием телевиз. "прямого репортажа".

В капиталистич. странах "П. к." явилось реакцией на офиц. кинохронику, представлявшую зрителю пропагандистски-приглаженную картину реальной жизни. Представители "П. к." обычно отказывались от дикторского текста, широко использовали такие приёмы, как "скрытая камера", длит, наблюдение за одними и теми же людьми, запись повседневных разговоров (в отличие от принятых в документалистике интервью) и т. п., чтобы поведение людей перед камерой было естественным.

Первые опыты "П. к." были проведены англ. группой "свободное кино" ("О, волшебная страна", 1953, реж. Л. Андерсон; "Мамочка не позволяет", 1956, реж. К. Рейс, Т. Ричардсон), а также американцем Л. Рогозиным ("На Бауэри", 1956, "Вернись, Африка!", 1959) и итальянцем М. Рюсполи ("Незнакомцы земли", 1961, "Взгляд на безумие", 1962, оба сняты во Франции). Метод "П. к." получил распространение и среди теледокументалистов. Однако социальная острота, отличавшая работы англичанина Д. Митчелла ("В тюрьме", 1957, "Чикаго: первые впечатления от большого американского города", 1960) и американцев Р. Дрю и Р. Ликока ("Первичные выборы", 1960 "Эдди Сакс в Индианаполисе", 1961) "Счастливый день матери", 1963), довольно быстро привела к конфликту с бурж. телевиз. компаниями. Большей терпимостью отличалось "общественное" (некоммерч.) телевидение США, для к-рого Ф. Уайзмен снял цикл картин, поев, критике порядков в амер. гос. учреждениях ("Высшая школа", 1968, "Закон и порядок", 1969, "Больница", 1970, "Базовые учения", 1971, "Суд по делам несовершеннолетних", 1973, и др.).

Поскольку прокатные перспективы произв. "П. к." были весьма ограничены, его представители искали "выигрышные" сюжеты, в к-рых участвовали популярные эстрадные исполнители ("Одинокий парень", 1961, реж. В. Кёниг, Р. Кройтер, Канада; "Что происходит? Битлз в США", 1964, реж. А. и Д. Мейзлс, "Не оглядывайся", 1966, реж. Ликок, Д. А. Пеннебейкер, "Вудсток", 1970, реж. М. Уодли, - все США). В этом ряду такие ленты социально-критич. направленности, как "Уоррендейл" (1967) канадца А. Кинга или "Торговец" (1969) бр. Мейзлс, составляли исключение. "П. к." получило распространение также в Индии ("Индия 1967", реж. С. Сухдев), Нидерландах ("Обычный человек", 1963, реж. Б. Ханстра), Швеции ("Портрет Осы", 1965, реж. Я. Труэлль), Японии ("Забытая императорская армия", 1963, реж. Н. Осима) и ряде др. стран. К нач. 70-х гг. крупнейшие представители "П. к.", убедившись в огранич. возможностях пассивного кинонаблюдения, перешли к созданию док. ф., где этот метод перестал играть ведущую роль, либо, как Андерсон, Труэлль или Осима, стали снимать игровые картины. Прин-цины "П. к." оказали влияние на худож. решение мн. игровых ф. 60 - 70-х гг.

Правда кино и "киноправда", М., 1967. К. Э. Разлогов.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.