[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ПЫРЬЕВ Иван Александрович

Расстановка ударений: ПЫ`РЬЕВ Иван Александрович

ПЫРЬЕВ Иван Александрович (17.11.1901 - 7.2.1968), сов. режиссёр, сценарист. Нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1956. В 1918 служил в Красной Армии. В 1923 окончил актёрское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же на реж. отделении. Был актёром 1-го Рабочего т-ра Пролеткульта и Т-ра им. Мейерхольда. В кино с 1925 (пом., затем ассист. режиссёра). Принимал участие в написании сц. ряда ф., вт. ч.: "Оторванные рукава" (1928), "Будьте такими" и "Токарь Алексеев" (1931). В первой реж. работе - комедии "Посторонняя женщина" (1929), обличающей проявление мещанства в быту, П. использовал приёмы сатиры, близкой к гротеску. В ф. "Государственный чиновник" (1931) остриё сатиры направлялось против бюрократизма и пережитков чиновничьей психологии среди нек-рых слоев сов. служащих. Ф."Конвейер смерти" (1933) рассказывал о судьбе трёх нем. девушек в период борьбы нем. пролетариата с надвигающимся фашизмом. В ф. "Партийный билет" (1936) проявились большая работа режиссёра с актёрами, углублённое психологич. раскрытие характеров героев.

Ф. "Богатая невеста" (1938) открыл новую страницу в творчестве П.- крупнейшего сов. комедиографа. Новаторски осваивая жанр муз. комедии, П. в своих лучших ф. "Трактористы" (1939, Гос. пр. СССР, 1941), "Свинарка и пастух" (1941, Гос. пр. СССР, 1942) рассказывал о жизни и труде колх. молодёжи в яркой, красочной, поэтич. форме.

"Секретарь райкома" (1942, Гос. пр. СССР, 1943) - один из первых ф. о героич. партизанах Великой Отечеств. войны, суровый и патетический по форме, стал значит. вкладом в киноиск-во воен. лет. В годы войны и в послевоен. годы П. продолжал успешно работать в жанре муз. комедии: "В шесть часов вечера после войны" (1944, Гос. пр. СССР, 1946), "Сказание о земле Сибирской" (1948, Гос. пр. СССР, пр. Мкф в Марианске-Лазне), "Кубанские казаки" (1950, пр. Мкф в Карлови-Вари; Гос. пр. СССР, 1951). Совм. с Й. Ивенсом П. создал док.

"Мы за мир" (1951) о 3-м Всемирном естивале молодёжи и студентов в Берлине. Затем пост, бытовую драму "Испытание верности" (1954) о жизни сов. рабочей семьи.

Своим творчеством П. способствовал развитию и утверждению жанра сов. муз. комедии. Успеху фильмов П. во многом способствовали их романтич. приподнятость, темперамент, оптимизм, жизнеутверждающая сила, обаятельные комедийные и лирич. нар. образы. Режиссёру была близка и стихия драмы. Его интересовали сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей. Энергия и кипучий темперамент художника проявились в работе над ф. по произв. Ф. М. Достоевского. П. экранизировал 1-ю часть романа "Идиот" ("Настасья Филипповна", 1958), повесть "Белые ночи" (I960), роман "Братья Карамазовы" (1969, 3-я сер. закончена К. Ю. Лавровым и М. А. Ульяновым). Автор сц. большинства своих фильмов. На Мкф в Москве (1969) П. был присуждён (посмертно) спец. приз жюри за выдающийся вклад в киноиск-во. В 1957 - 65 пред. оргкомитета СРК СССР. В течение ряда лет возглавлял к/ст "Мосфильм", затем руководил там творч. объединением "Луч". Деп. ВС СССР 3-го созыва.

Др. ф.: "Любимая девушка" (1940), "Наш общий друг" (1962), "Свет далёкой звезды" (1965).

Как я стал режиссером, в сб.: Как я стал режиссером, М., 1946; Режиссер в кино, в сб.: Мосфильм, в. 1, [М., 1959]; Актеру - честь и место, "ИК", 1960, № 7; Избр. произв.. т. 1-2, М., 1978.

Юренев Р., Кубанские казаки, М., 1950; его же, Неукротимость. К 75-летию со дня рождения, "Москва", 1976, № 11; Михайлов А., Нар. арт. СССР И. Пырьев, [М.], 1952; Погожева Л., Он жил страстями, "ИК", 1968, № 3; И. А. Пырьев - художник и человек [Под борка воспоминаний], там же, 1972, № 3


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.