[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ТАДЖИКСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРАФИЯ

Расстановка ударений: ТАДЖИ`КСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРА`ФИЯ

ТАДЖИКСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРАФИЯ. Возникла в окт. 1929, когда делегатам 3-го Чрезвычайного съезда Советов Таджикистана был показан первый к/ж, снятый тремя энтузиастами (В. В. Кузиным, А. Шевичем и Н. Гезулиным)о приходе первого поезда в Душанбе и др. знаменат. событиях в жизни молодой республики. Выпущенные позднее номера хроники голожили начало периодич. к/ж "Советский Таджикистан". В 1930 вышли к/м ф.: "Хроника посевной", "На путях коллективизации", "Пять лет Советского Таджикистана" и др. Тогда же в Душанбе был организован трест "Таджиккино" для руководства кинофикацией, кинопрокатом и произ-вом кинохроники. В республику приехали оп. В. Шевченко, В. Микшис, Б. Синеоков, реж. В. Хабур, сц. Н. В. Рожков, выпускник ГИКа - первый тадж. кинореж. К. Я. Ярматов. В 1931 был создан творч. центр киноработников - АРРК Таджикистана. Первые док. ф.- "В Таджикистан пришли первые тракторы", "Коллективизация в Кокташском районе", "Краснопалочники", "Вахшстрой", "8 Марта" и др. имели большое познават. значение, были важным средством пропаганды и просвещения. В агитфильме "Почётное право" (1932, дебют реж. Ярматова), посв. призыву в Красную Армию, игровые эпизоды сочетались с док. съёмками.

Одно из первых произв. тадж. худож. кинематографии - ф. "Когда умирают эмиры" (1932, реж. Л. Печорина показывал классовую борьбу в тадж. деревне. Значит. произв. реж. Ярматова - ф. "Эмигрант" (1934), показавший изменение психологии таджика-середняка в условиях социалистич. преобразований. Ф. "Живой бог" (1935, реж. М. Е. Вернер, Д. И. Васильев) разоблачал секту исмаилитов.

В 1935 были сняты первые выпуски к/ж "Советский Таджикистан". С 1936 регулярно выходили звук, кинохроника и звук. док. фильмы. В 1936 - 40 вышли док. ф.: "Душанбе - Сталинабад", "Инженеры человеческих душ", "Джигиты солнечного Таджикистана", "Локайские лошади", "Крыша мира", "Воля народа", "Гиссарский канал", "Дорога на Памир", "Без паранджи" и др. Большим успехом пользовалась п/м док. картина "Солнечный Таджикистан" (1937), посв. 20-й годовщине Окт. революции. В док. кино в эти годы работали Г. Бахор, И. И. Барамыков, Б. Синеоков, В. Шевченко, Ф. Ишанов и др. Тадж. кинопублицистика рассказывала о переменах, происшедших в Таджикистане за годы Сов. власти. Первые звук. худож. ф. "Сад" (реж. Н. В. Досталь) и "Друзья встречаются вновь" (реж. Ярматов) - оба 1939, рассказывали о строительстве новой социалистич. жизни и дружбе народов. В 1938 началось дублирование худож. ф. на тадж. язык (реж. А. Константинов, К. Олими и др.).

В годы Великой Отечеств. войны в Душанбе была эвакуирована из Москвы к/ст "Союздетфильм". Были сняты худож., дет. ф. и ф. на военно-патриотич. темы: новеллы для "Боевых к/сб", "Бой под Соколом" (1942), "Лермонтов" (1943), "Новые похождения Швейка" (1943, реж. С. И. Юткевич), "Март - апрель" (1944) и др.; совм. с Душанбинской к/ст - ф. "Клятва Тимура" (1942, реж. Л. В. Кулешов), "Сын Таджикистана" (1943, реж. В. М. Пронин) и "Таджикский киноконцерт" (1944, реж. К. Б. Минц). В первые послевоен. годы худож. ф. не производились, создавались только док. картины.

Производство худож. ф. возобновилось в 1957 постановкой историко-революц. ф. "Дохунда" (по С. Айни, реж. Б. А. Кимягаров) о формировании революц. самосознания тадж. народа. Совр. теме поев, ф. "Мой друг Наврузов" (1957, реж. Ш. Киямов, Н. Литус), "Высокая должность" (1958, реж. Кимягаров), "Огонёк в горах" (1959, реж. Б. Долинов). Популярность получили комедии "Я встретил девушку" (1957, реж. Р. Я. Перельштейн), "Сыну пора жениться" (1960, реж. Т. М. Сабиров). Были выпущены ф. на историч. темы или построенные на фольклорных мотивах и народном эпосе: "Судьба поэта" (1959, реж. Кимягаров) о великом поэте средневековья Рудаки, ф.-балет "Лейли и Меджнун" (реж. Т. Б. Березанцева, Г. Р. Валамат-заде) и ф. "Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц" (реж. А. И. Бек-Назаров, Э. А. Карамян) - оба 1960, "Знамя кузнеца" (по поэме А. Фирдоуси "Шахнаме", 1961, реж. Кимягаров, 1-й широкоэкранный ф.). Строителям Вахшстроя посв. ф. "Человек меняет кожу" (по Б. Ясенскому, 1959, реж. Перельштейн). В ф. "Зумрад" (1962, реж. А. Р. Рахимов, А. Давидсон) впервые была поднята проблема нравств. раскрепощения совр. женщины-таджички.

Одним из значит, историко-революц. ф. в республике был ф. "Дети Памира" (1963, реж. В. Я. Мотыль). Средствами поэтич. кино авторы рассказали о проникновении ленинских идей в жизнь далёкого и сурового Памира. Герои ф. Кимягарова "Мирное время" (по роману В. Хабура, 1964) и "Хасан-арбакеш" (по поэме М. Турсунзаде, 1966) - защитники завоеваний революции, строители новой социалистич. жизни. Реж. Сабиров экранизировал повесть Айни "Смерть ростовщика" (1967) о крушении мира бухарских богачей и ростовщиков под влиянием революц. событий в России. Др. ф. Сабирова - "Измена" (1967) и "Разоблачение" (1970) - посв. событиям Гражд. войны в Таджикистане. Во 2-й пол. 60-х и нач. 70-х гг. в тадж. кинематографию пришли выпускники ВГИКа М. Н. Касымова, М. С. Арипов, С. М. Хамидов, А. Б. Тураев, В. Б. Ахадов, Б. А. Арабов и др. Их ф. отличались серьёзностью поиска тем, жанров, худож. средств: "Ниссо" (по П. Лукницкому, 1966, реж. Арипов), "Лето 1943" (1968, реж. Касымова), "В горах моё сердце" (реж. Арипов) и "Встреча у старой мечети" (реж. Хамидов) - оба 1969, "Джура Саркор" (1970, реж. Касымова), "Легенда тюрьмы Павиак" (реж. Хамидов) и "Третья дочь" (реж. Тураев) - оба 1971.

Постановка нравств. проблем стала содержанием ф. режиссёров старшего поколения: "Под пеплом огонь" (1967, реж. Рахимов), "Как велит сердце" (1968) и "Одной жизни мало" (1975) - оба реж. Кимягарова. Ставились и муз. комедии ("Белый рояль", 1969, реж. М. Махмудов) и др.

В экранизациях произв. нац. эпоса актуальное звучание приобрели извечные проблемы - борьба добра и зла, противоборство сил войны и мира, столкновение любви и ненависти: "Сказание о Рустаме" (1971), "Рустам и Сухраб" (1972), "Сказание о Сиявуше" (1977) - все реж. Кимягарова. Ставшее традиционным обращение к историко-революц. тематике было продолжено в ф. "Тайна забытой переправы" (1974, реж. Хамидов), "Осада" (1978, реж. Арипов), "Встреча в ущелье смерти" (1980, реж. Сабиров). Среди ф. др. жанров и тематики: "Звезда в ночи" (1973, реж. Рахимов, И. Усов) о выдающемся тадж. писателе и мыслителе 19 в. Ахмаде Дони-ше, ф.-притча "Первая любовь Насред-дина" (1978, реж. Тураев). В области дет. кино в республике работают реж. Аха-дов, Арабов, Касымова и др.

На рубеже 80-х гг. в тадж. кино пришло новое поколение режиссёров: Д. Худоназаров - "Юности первое утро" (1979, т/ф), "В талом снеге звон ручья" (1983); Ю. X. Юсупов - "Преступник и адвокаты" (1981); О. С. Тулаев - "Любовь моя - революция" (1982).

В центре внимания док. кино Таджикистана 60 - 80-х гг.- человек труда, мир его мыслей и чувств. Для этого периода характерны поиски нестереотипных средств выразительности, новых жанров, наличие индивидуального взгляда, широта тематики. Среди ф.: "Здравствуй, Таджикистан!" (1960), "Четыре песни о Таджикистане" (1964) и "Певец родной земли" (1968) - все реж. Кимягарова, "В бригаде новатора" (1964) и "Источник жизни" (1965) - оба реж. и оп. В. В. Кузина, "Таджикистан строится" (1967) и "Колыбель моих стихов" (1971, с И. Лисицким) - оба реж. и оп. Барамыкова, "Колыбельная" (1966, реж. и оп. Худоназаров), "Каменные сказания" (1968, реж. и oп. H. Тилляев), "Свет" (1969) и "Кино" (1970) - оба реж. В. Эрвайса, "Я - земля" (1971) и "Построй корабль" (1974) - оба реж. В. Фомина, "Хашар" (1972, реж. Е. Б. Кимягарова), "Мираб" (1975), "Вода" (1976) и "Третий берег Вахша" (1978) - все реж. Г. Р. Артыкова, "Шаг из круга" (1977, реж. И. Т. Азизбаев), "Диалог" (1975), "Нерабочая погода" (1978), "Мавлюда" (1979) и "Сельский учитель" (1980) - все реж. Б. К. Садыкова, "Нас ведёт ЛЭП" (1976, реж. Фомин, Садыков), "Иван-таджик" (1975), "Расплата за предательство" (1979) и "Правда об Апрельской революции" (1980) - все реж. Е. В. Кузина, "Старики" (1978, реж. М. Ш. Юсупова), "Дахмарда" (1979, реж. М. А. Мансурходжаев).

С 1967 вновь стал выходить ежемесячный к/ж "Советский Таджикистан", с 1971 - сатирич. к/ж "Калтак" ("Дубинка", 4 раза в год). Более 40 худож. ф. ежегодно дублируются на тадж. язык.

В становление и развитие тадж. кино большой вклад внесли: реж.- Ярматов, Кимягаров, Олими; оп.- Кузин, Барамыков, Тилляев; поэт Турсун-заде; актёры - М. Касымов, З. Дустматов, М. Вахидов. Сегодня активно работают реж.- Сабиров, Рахимов, Арипов, Махмудов, Касымова, Хамидов, Тураев, Ахадов, Арабов, Азизбаев, Худоназаров, Садыков; режиссёры дубляжа - A. Джураев, Д. Касымова, А. Нурматов; оп.- А. Мансуров, З. Дахте, B. Мирзаянц; художники - Д. Ильябаев, X. Бакаев, В. Салимов; документалисты - Е. Кузин, Фомин, Г. Ф. Артыков, Кимягарова, М. А. Мансурходжаев, М. Ш. Юсупова; комп.- Ш. Сайфиддинов, З. и Т. Шахиди, Ф. Бахор, А. Одинаев, Г. Александров; актёры - С. Э. Туйбаева, А. Б. Бурханов, А. Б. Касымов, Г. Завкибеков, А. Мухамеджанов, X. Гадоев, С. и М. Н. Исаевы, X. Абдуразаков, Г. С. Абдуллаева; писатели - C. У. Улугзода, М. Миршакар, Дж. И. Икрами, Ф. Ниязи, Ф. А. Мухаммадиев и др.

В Тадж. ССР (1982) работает 1070 киноустановок гос. сети, из них в сел. местности - 796. (Илл. табл. CXLV - CXLVI.)

Саидов Ш. С. Киямова Л. И., Таджикскому кино 50 лет, Душ., 1979; Таджикский экран. Статьи. Воспоминания. Интервью, Душ., 1980; Ахроров А., Азизова С. Кино Таджикистана, М., 1982.

А. Ахроров.

'Дохунда'. Реж. Б. Кимягаров. (Егдор - Т. М. Сабиров.) 1956
'Дохунда'. Реж. Б. Кимягаров. (Егдор - Т. М. Сабиров.) 1956

'Зумрад'. Реж. А. Рахимов, А. Давидсон. (Зумрад - Т. А. Кокова.) 1962
'Зумрад'. Реж. А. Рахимов, А. Давидсон. (Зумрад - Т. А. Кокова.) 1962

'Дети Памира'. Реж. В. Мотыль. (Сафар - Н. Хасанов, сын судьи Акбархан - О. Тулаев.) 1963
'Дети Памира'. Реж. В. Мотыль. (Сафар - Н. Хасанов, сын судьи Акбархан - О. Тулаев.) 1963

'Ниссо'. Реж. М. Арипов. (Ниссо - Г. Пулатова.) 1966
'Ниссо'. Реж. М. Арипов. (Ниссо - Г. Пулатова.) 1966

'Измена'. Реж. Т. Сабиров. (Командир Красной Армии - Г. Завкибеков, Саодат - З. Асанова, Жена - Н. Шомансурова.) 1967
'Измена'. Реж. Т. Сабиров. (Командир Красной Армии - Г. Завкибеков, Саодат - З. Асанова, Жена - Н. Шомансурова.) 1967

'Лето 1943'. Реж. М. Касымова. 1968
'Лето 1943'. Реж. М. Касымова. 1968

'Сказание о Рустаме'. Реж. Б. Кимягаров. (Рустам - Б. Ватаев.) 1971
'Сказание о Рустаме'. Реж. Б. Кимягаров. (Рустам - Б. Ватаев.) 1971

'Тайна забытой переправы'. Реж. С. Хамидов. (Саттор - Б. Бейшеналиев.) 1974
'Тайна забытой переправы'. Реж. С. Хамидов. (Саттор - Б. Бейшеналиев.) 1974

'Первая любовь Насреддина'. Реж. А. Тураев. (Насреддин - С. Абдукадыров, Дервиш - М. Вакидов.) 1978
'Первая любовь Насреддина'. Реж. А. Тураев. (Насреддин - С. Абдукадыров, Дервиш - М. Вакидов.) 1978

'Преступник и адвокаты'. Реж. Ю. Юсупов. (Сиродж - И. Иркаев, его отец - Б. Аннанов, его мать Сайрам - С. Сабзалиева.) 1981
'Преступник и адвокаты'. Реж. Ю. Юсупов. (Сиродж - И. Иркаев, его отец - Б. Аннанов, его мать Сайрам - С. Сабзалиева.) 1981

'Любовь моя - революция'. Реж. О. Тулаев. (Камол Абдуллаев - М. Рахманов, Иваницкий - С. Демьяненко.) 1982
'Любовь моя - революция'. Реж. О. Тулаев. (Камол Абдуллаев - М. Рахманов, Иваницкий - С. Демьяненко.) 1982


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.