[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ТАЛАНКИН Игорь [Индустрии] Васильевич

Расстановка ударений: ТАЛА`НКИН Игорь [Индустрии] Васильевич

ТАЛАНКИН Игорь (Индустрии) Васильевич (р. 3.10.1927), сов. режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1978. В 1956 окончил ГИТИС, в 1959 - Высшие реж. курсы. Первые фильмы Т.- "Серёжа" (1960, с Г. Н. Данелия, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари и др. пр.) и "Вступление" (1963, спец. пр. Мкф в Венеции и др. пр.), пост. по произв. В. Ф. Пановой, отличались стремлением к поэтич. воссозданию действительности. Характеры героев - маленького Серёжи, открывающего для себя мир, и Володи, принявшего на свои плечи тяготы сурового воен. времени, были переданы с большой достоверностью, мягким юмором и лиризмом. Исследуя взаимоотношения юного человека с окружающими, режиссёр запечатлел образ детства с его чистотой, бескомпромиссностью и верой в будущее. Следующий фильм Т. "Дневные звёзды" (по О. Ф. Берггольц, 1968, сц. Т.) стал опытом проникновения в творч. лабораторию поэта. Через ассоциативное сопоставление эпизодов из рус. истории и трагич. дней ленингр. блокады, в потоке экспрессивно смонтированных драм. событий раскрывалось движение худож. мысли ф., ставился вопрос об ответственности личности перед временем. Среди лент., посв. проблеме творчества, ф. "Дневные звёзды" занимает видное место. Интерес Т. к образу талантливого человека определил и две его последующие картины - "Чайковский" (1970, сц. Т., Ю. М. Нагибин и Б. А. Метальников) и "Выбор цели" (1976, сц. Т. и Д. А. Гранин, гл. пр. Вкф, 1975). Первый ф. наследовал традиции отечеств. биографич. фильма. История жизни великого рус. композитора и создания им ряда замечат. сочинений раскрывалась в хронологич. последовательности, но при этом романтизировалась. Отказавшись от сложных композиц. построений, Т. использовал в этом ф. жанр киноповести. Картина "Выбор цели", поев, деятельности И. В. Курчатова, стала исследованием яркого, незаурядного характера крупнейшего сов. учёного, организатора науки. Экранизация повести Л. Н. Толстого "Отец Сергий" (1978, сц. Т.) подтвердила устойчивый интерес режиссёра к раскрытию подчас противоречивых человеческих чувств, к выявлению глубинных причин, определяющих поведение героя. В 1982 пост. ф. "Звездопад" (по В. П. Астафьеву, сц. Т.), в 1984 - "Время отдыха с субботы до понедельника" (по Ю. М. Нагибину). С 1964 Т. руководит режиссёрской мастерской ВГЙКа (с 1976 проф.). С 1971 секр. правления СК СССР.

Аннинский Л., Лев Толстой и кинематограф, М., 1980; Медведев А., "Лишь теперь понимаю...", "ИК", 1982, № 4.

И. М. Шилова.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.