[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО

Расстановка ударений: ТЕЛЕВИ`ДЕНИЕ И КИНО`

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО, две раз новидности зрелищных технич. аудиовизуальных иск-в, отличающиеся массовостью своих зрительских аудиторий. Близость Т. и к. обусловлена сходством выразит, средств: плоскостным, фотоподобным изображением на экране, возможностью съёмок с разных точек (ракурс) и расстояний до объекта (план), монтажом отд. кусков и т. д. Вместе с тем при внешнем подобии Т. и к. основаны на разных технич. принципах: в одном случае - на фотомеханическом, в другом - на электронном, поэтому здесь по-разному воссоздаётся движение объектов. Существенно отличается и технология создания произведений: съёмка - обработка негатива - печать - проекция - в кино и непосредств. передача изображения, происходящего перед камерой, или запись на видеомагнитную плёнку с последующим воспроизведением записи - на ТВ. В связи с тем что ТВ способно воспроизводить кинофильмы, с первых лет его существования широкое распространение получила и кинематографич. технология: многие телепрограммы и по сей день снимаются на киноплёнку. Однако в последнее время с появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) и электронного монтажа всё большее значение приобретает простая и удобная магнитная технология, дающая в руки режиссёра немало легко достижимых электронных эффектов (инкрустация, соляризация, замедленные повторы и др.).

Творч. взаимодействие Т. и к. прошло через неск. этапов. В 50-х - нач. 60-х гг. в СССР зависимость ТВ от кино была весьма значительна. Существовал даже взгляд на ТВ как на "малоэкранное кино", не имеющее своих, отличных от киноиск-ва, выразит. средств и худож. форм. ТВ преим. рассматривалось как средство массовой коммуникации (СМК), особая разновидность журналистики. В то же время ТВ выступало как канал связи, средство доставки на дом произв. т-ра, музыки и кино. Уже в эту пору ТВ не ограничивалось лишь тиражированием произв. др. иск-в; потребности составления разл. телепрограмм привели к необходимости создания собств. произв., среди к-рых первыми по времени появления стали телефильмы. Особенно чётко разделение Т. и к. прослеживалось в док. видах творчества. Напр., телехроника, обладающая качеством сиюминутности, давала зрителям возможность наблюдать за происходящими на их глазах событиями, тогда как кинохроника делала упор на факты уже свершившиеся. Док. т/ф, используя традиции Д. Вертова, испытывал вместе с тем творч. зависимость от практики телевиз. журналистики, от репортажных телепередач. Игровой т/ф этого периода фактически отличался от кинофильма лишь меньшим объёмом (2 - 4 части), преобладанием крупных планов над общими (продиктованными размерами экранов домашних телеприёмников тех лет), более медленным развитием событий и интимным характером повествования, связанными с особенностями восприятия телепрограмм.

С сер. 60-х гг. начались усиленные поиски специфики игрового телевиз. кино. В это время появились первые многосерийные т/ф: "Вызываем огонь на себя" (1964, в прокате - 1965, реж. С. Н. Колосов), "Майор Вихрь" (1967, в прокате - 1968, реж. Е. И. Ташков), "Операция "Трест"" (1968, в прокате - 1970, реж. Колосов) и др. Тесная связь с ритмом ежедневных программ, носящих цикличный характер, любовь зрителей к "историям с продолжением" сделали телесериал популяр. жанром телевиз. кино ("Тени исчезают в полдень", 1972, и "Вечный зов", 1976 - 83, - оба реж. В. А. Краснопольского, В. И. Ускова; "Берега", 1979, реж. Г. Лордкипанидзе, Г. Габескириа). На формирование языка телевиз. кино оказали влияние средства "прямого" ТВ: репортаж, комментарии, интервью. Введение в игровой т/ф фигуры историка-комментатора, обращающегося непосредственно к зрителям ("Операция "Трест""), включение подлинных хроникальных или снятых "под документ" кадров ("Семнадцать мгновений весны" по Ю. С. Семёнову, 1973, реж. Т. М. Лиознова), использование фрагментов из информац. телепрограммы "Время" ("Диалог", 1977, реж. Колосов) - характерные черты сериала этого периода. К значит, достижениям ТВ относятся многосерийный худож. т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, реж. Л. А. Кулиджанов) и док. "Великая Отечественная" (1978, под рук. реж. Р. Л. Кармена).

В сер. 70-х гг. произошло более чёткое размежевание функций Т. и к. Кино всё чаще ищет сюжеты и приёмы съёмок, к-рые не свойственны телеэкрану или обретают в кинематографе особую специфичность. В т/ф со своей стороны начали использоваться условные приёмы и средства, характерные для т-ра и эстрады. Наряду с формами коммуникации, присущими информационным, журналистским жанрам, на телевиз. кино стали оказывать влияние приёмы худож. коммуникации, свойственные традиц. зрелищам ("Жизнь Бетховена", 1979, реж. Б. Д. Галантер). Взаимосвязь Т. и к. оказалась частью более широких отношений телевиз. иск-ва с др. формами худож. творчества, в особенности с лит-рой и т-ром.

Совр. состояние отношений Т. и к. позволяет отойти от ранних представлений о них, как о двух разных формах кино-телевиз. иск-ва. Лёгкая возможность репродуцирования к/ф на телеэкране и сходство мн. компонентов выразит, языка не помешали формированию самостоят, телевиз. иск-ва, важной разновидностью к-рого является телевиз. кино. Вместе с тем большое число к/ф, постоянно демонстрирующихся по ТВ, регулярные заказы на к/ст ф. для ТВ, кинематографич. образование, положенное в основу подготовки телевиз. творч. кадров, подтверждают ценность опыта кино для эволюции телевиз. иск-ва. ТВ в свою очередь оказывает воздействие на творч. практику и эстетич. язык кино и т-ра. Такие широко распространённые качества совр. игрового кино, как импровизационность, документальность стилистики, интерес к "медленному" повествованию, отказ от дробного монтажа и др., сложились не без влияния ТВ.

Взаимоотношения Т. и к. характеризуются эволюцией обществ, функций этих иск-в. В 1-й пол. 20 в. до появления ТВ кино по праву выполняло роль наиболее широкого, универсального средства передачи аудиовизуальной информации. Подобно словесному языку, киноязык был не только средством создания худож. произв., но и важным компонентом журналистики, просвещения, науки. Кроме того, кино было осн. способом тиражирования нек-рых худож. форм (напр., сов. массовой песни 30 - 40-х гг.), отд. жанров театр, иск-ва (ф.-спектаклей) и т. д. С появлением ТВ возникло более широкое, универсальное аудиовизуальное средство. Единомоментальность источника информации и её восприятия давали возможность применения ТВ в таких областях жизни, как промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Как средство репродукции и тиражирования культурных ценностей ТВ также обладало целым рядом преимуществ перед кино: более широкой аудиторией, способностью проникать в дом к каждому, обширным выбором программ. Кроме собственно творч. функций, ТВ выполняет задачи по донесению достижений всех видов иск-ва до миллионных масс. В связи с этим заметно изменилось обществ, функционирование кино. Резко сократилась его роль в тиражировании произв. др. видов иск-ва, целых жанров (напр., ф.-спектакль, ф.-опера, ф.-балет), в использовании кино в обучении школьников и студентов и т. д. Названные процессы сближают совр. кино с теми видами иск-ва, у к-рых эстетич. функция является превалирующей. Ныне многие ведущие мастера мирового (Ф. Феллини, Р. Росселлини, Р. Кастеллани, И. Бергман, М. Антониони).и сов. (С. А. Герасимов, Л. А. Кулиджанов) кино в работах для ТВ открывают новые грани своего индивидуального авторского стиля и вместе с тем развивают творч. возможности ТВ. В телевиз. иск-ве выявляются его просветительские и развлекательныесвойства. Этим, в частности, объясняется широкое распространение на ТВ многосерийных экранизаций произв. лит. классики, а также историко-биографич., музыкальных и др. жанров и форм ("Сага о Форсайтах" по Дж. Голсуорси, ТВ Великобритании; серия лент Росселлини о разл. периодах истории человечества и "Леонардо да Винчи" реж. Кастеллани, Италия; "Волшебная флейта" по опере Моцарта, реж. Бергман, Швеция).

В связи с широким развитием формы видеофильма и появлением портативных бытовых видеомагнитофонов, а также перспективой внедрения новой телевиз. техники (кабельное, кассетное, голографическое ТВ) вопрос о соотношении Т. и к. возникает на новой основе: созданы предпосылки, при к-рых новые произв. киноиск-ва, минуя стадию кинопроекции в зале, могут демонстрироваться непосредственно на домашних телевиз. экранах. Это обстоятельство породило в среде специалистов мнение о будущем слиянии Т. и к. в единое экранное, аудиовизуальное, кинотелевиз. иск-во. Однако опыт последних десятилетий показывает, что связь Т. и к. способствует взаимовлиянию и взаимообогащению этих искусств.

Саппак В., Телевидение и мы, [М., 1963]; Багиров Э., Кацев И., Телевидение. XX век, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1 - 2, М., 1967 - 71; Проблемы телевидения, М., 1976; Зоркая Н. М., На рубеже столетий. У истоков массового иск-ва в России 1900 - 1910 годов, М., 1976; Многосерийный телефильм. Истоки, практика, перспективы, М.. 1976; Богомолов Ю. А., Проблемы времени в худож. телевидении, М., 1977; Демин В., Первое лицо. Художник и экранные иск-ва, М., 1977; Копылова Р., Кинематограф плюс телевидение, М., 1977; Музы XX века, М., 1978; 40 мнений о телевидении, М., 1978; Вартанов А н., Проблемы телевиз. фильма, М., 1978; Поэтика телевиз. т-ра, М., 1979; Телевизионная эстрада, М., 1981.

А. С. Вартанов.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.