[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




УЗБЕКСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРАФИЯ

Расстановка ударений: УЗБЕ`КСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРА`ФИЯ

УЗБЕКСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРАФИЯ. Первые демонстрации ф. состоялись в Ташкенте в 1897. Но нац. кино-иск-во возникло лишь после Окт. революции. В 1924 было организовано рус.-бухарское товарищество "Бухкино", к-рое выпустило в 1925 ряд док. ф. и с к/ст "Севзапкино" - худож. ф. "Минарет смерти". В этом же году "Пролеткино" и "Бухкино" выпустили худож. ф. "Мусульманка". Оба ф. были пост. рус. режиссёрами и операторами с участием рус. Актёров. В 1925 организован трест "Узбекгоскино" и открыта к/ф-ка "Шарк Юлдузи" (с 1958 к/ст Узбекфильм), к-рая в этом же году выпустила ряд док., науч.-популярных и один худож. ф. "Пахта-Арал". Затем пост. ф., посв. актуальным для Узбекистана проблемам - раскрепощению женщины, земельно-водной реформе: "Вторая жена", "Шакалы Равата" и "Чадра" (1927), "Крытый фургон" (1928), "Дочь святого" (1931),"Рамазан" (1933). В ф. "Подъём" (1931, реж. Н. Ганиев) впервые в узб. кино показана индустриализация республики. В 1-й пол. 30-х гг. были созданы первый историч. ф. "Тонг Олдыдан" ("Перед рассветом", 1933, реж. С. Ходжаев) и детский - "Клыч" (1936, реж. Ю. Агзамов). Ф. "Джигит" ("Егит", 1936, реж. Ганиев) заканчивает начальный этап развития узб. кино.

В период немого кино большую помощь развитию узб. кинематографии оказали реж. О. Н. Фрелих, К. Гертель, М. Доронин, Н. Н. Кладо, оп. А. Дорн, A. Булинский, Ф. Вериго-Даровский, B. Шевченко, В. Тимковский и др. За эти годы в республике выросла плеяда молодых деятелей нац. киноиск-ва: Ганиев, К. Я. Ярматов, М. К. Каюмов, Ходжаев, З. Хамраев, Агзамов, А. Саидов и др.

Творч. опыт узб. кинематографистов и усовершенствование съёмочной техники подготовили базу для перехода к звук, кино. Первый узб. звук. ф. "Клятва" (1937, реж. А. Г. Усольцев) показывал жизнь узб. кишлака, становящегося на путь коллективизации, ожесточённую классовую борьбу, развернувшуюся вокруг земельно-водной реформы. Авторам удалось реалистически показать быт народа, живые и непосредственные характеры дехкан. В ф. раскрылось дарование актёров Я. Бабаджанова, А. Исматова, Л. Сарымсаковой, Р. Пирмухамедова. Звук. ф. "Азамат" (1940, реж. А. В. Кордюм) также посв. жизни узб. кишлака. В нём много удачно найденных жизненных деталей, ф. насыщен нар. юмором. Ф. "Асаль" (1940, реж. М. Егоров, Б. Казачков) рассказывал о людях первого в республике текстильного комбината, о становлении новых производств, отношений. Сц. был написан К. Яшеном. В ф. много нар. музыки и песен. Гл. женскую роль исполняла X. Насырова.

В годы Великой Отечеств. войны в Узбекистан были эвакуированы к/ст др. республик. В Ташкенте работали кинематографисты Москвы, Ленинграда, Киева. Содружеством разл. студий были созданы ф. "Два бойца", "Александр Пархоменко" (реж. Л. Д. Луков), "Человек № 217" (реж. М. И. Ромм), "Насреддин в Бухаре" (реж. Я. А. Протазанов). Узб. кинематографисты сняли также к/м ф. и киноконцерты: "Мы победим!" (реж. Ярматов), "Отважные друзья" (реж. Ганиев), "Друзьям на фронте" и "Подарок Родины" (реж. Ярматов).

В 40-е гг. созданы ф., ставшие крупной победой узб. кинематографии: "Тахир и Зухра" (1945), "Похождения Нас-реддина" (1947) - оба реж. Ганиева, "Алишер Навои" (1948, реж. Ярматов). Решённые в строгой реалистич. манере, эти ф. отразили жизнь и нравы далёких эпох, сложные внутр. процессы обществ. жизни. Событиям современности, судьбе передовой девушки-хлопкороба посв. ф. "Дочь Ферганы" (1948, реж. Ганиев). В 50-е гг. в продукции Ташкентской к/ст значит, место заняли ф., посв. актуальным вопросам: "Сестры Рахмановы" (1955) и "Когда цветут розы" (1959) - оба реж. Ярматова, "Во имя счастья" (1957) и "Очарован тобой" (1959) - оба реж. Агзамова, "Второе цветение" (1960, реж. Л. А. Файзиев). В историч. ф. "Авиценна" (1957, реж. Ярматов), "Священная кровь" (1956, реж. Файзиев), "Фуркат" (1959, реж. Агзамов) показана жизнь узб. народа в далёком прошлом и до Окт. революции. В историко-революц. ф. этих лет раскрывалась борьба узб. народа за новую жизнь: "Крушение эмирата" (1955, реж. В. Г. Басов, Файзиев), "Сыновья идут дальше" (1959, реж. З. З. Сабитов). В фильме Файзиева "По путёвке Ленина" (1957), посв. открытию первого в Ср. Азии ун-та, впервые в узб. киноиск-ве был воплощён на экране образ В. И. Ленина (актёр М. Кондратьев). 60-е гг. отмечены рядом достижений. В 1959 узб. мастера кино получили новое здание к/ст "Узбекфильм", где рядом с представителями старшего поколения Ярматовым, Сабитовым, Агзамовым, М. П. Краснянским, Н. И. Рядовым, В. Синиченко, В. Н. Еремяном начали творческую деятельность реж. Ш. С. Аббасов, А. Хачатуров, А. И. Хамраев, Д. И. Салимов, Р. И. Батыров, X. Ахмар, У. Е. Назаров, А. А. Акбарходжаев, Э. М. Ишмухамедов, К. Ш. Камалова, оп. X. X. Файзиев, Д. З. Фатхуллин, Л. И. Травицкий, Т. Эфтимовский, худ. Э. Калантаров, Е. А. Пушин, Н. Рахимбаев и др. Кинематографию этого периода характеризуют многообразие тематики ф., обилие жанров и направлений. В ф. на совр. тему стали подниматься важные морально-этич. проблемы: "Птичка-невеличка" (1961, реж. Файзиев), "Жизнь прошла ночью" (1966, реж. Назаров), "Белые, белые аисты" (1967, реж. Хамраев), "Нежность" (1967) и "Влюблённые" (1969) - оба реж. Ишмухамедов, "Ждём тебя, парень" (1972, реж. Батыров). Были созданы историч. ф. "Звезда Улугбека" (1965, реж. Файзиев), "Минувшие дни" (1970, реж. Агзамов). Большое развитие получили и историко-революц. ф.: "Буря над Азией" (1965), "Ташкент - город хлебный" по А. С. Неверову, 1968, реж. Аббасов), "Всадники революции" (1969) - оба реж. Ярматова, "Хамза" (1961, реж. Сабитов). Впервые были созданы ф. о подвиге узб. народа в годы Великой Отечеств. войны: "Ты не сирота" (1963, реж. Аббасов), "Яблоки сорок первого года" (1970, реж. Батыров), "Возвращайся с солнцем" (1971, реж. Файзиев) и др. С 1965 к/ст "Узбекфильм" выпускает мульт. ф., с 1968 - телевизионные. С 1966 выходит сатирич. к/сб "Наштар" ("Остриё", 6 раз в год).

В 70-е гг. продолжал интенсивно развиваться жанр историко-революц. фильма. В ф. "Чрезвычайный комиссар" (1970), "Седьмая пуля" (1973) - оба реж. Хамраева, созданы яркие образы узб. революционеров. В историч. лентах "Одна среди людей" (1974, реж. Ярматов), "Человек уходит за птицами" (1976, реж. Хамраев), "Абу Райхан Беруни" (1975, реж. Аббасов), "Юность гения" (1983, реж. Ишмухамедов), разных по жанру, раскрыты страницы истории узб. народа, созданы образы историч. личностей - поэтессы Надиры, поэта Мушфики и учёных Беруни (Бируни) и Авиценны. Интенсивное развитие получает и дет. кино. Ф. "Ласточки прилетают весной" (1975, реж. Ахмар), "Горькая ягода" (1977, реж. Камалова), "Озорник" (по Г. Гуляму, 1977, реж. Салимов), "Ясные Ключи" (1979, реж. Акбарходжаев) и др. прививают уважение к революц. прошлому, в увлекательной форме ставят воп росы бережного отношения к природе, учат понимать и ценить красоту. В 70-е гг. были пост. ф. совм. с к/ст заруб. стран: с НРБ - "Повесть о двух солдатах" (1977, реж. Сабитов), с СФРЮ - "Любовь и ярость" (1979, реж. Батыров, Ж. Ристич), с Индией - "Приключения Али-бабы и сорока разбойников" (1980, реж. Файзиев, У. Мехра). В это же время в узб. кино пришли новые мастера: сц. Ж. Исхаков, А. Бородин, реж. М. А. Абзалов, З. А. Ройзман, оп. А. И. Исмаилов, Т. А. Каюмов, Д. М. Абдуллаев. В 1975 на к/ст "Узбекфильм" создана сценарная мастерская, к-рой руководит О. А. Агишев. В год "Узбекфильм" выпускает 12 худож. ( в т. ч. т/ф), 8 мульт. ф., дублирует ок. 65 фильмов.

Первые узб. док. ф.: "Туркестан" (1923), "Туркестанское шелководство" (оп. А. Г. Лемберг), "По Средней Азии" (оп. Г. В. Гибер) - оба 1924, и др. В 20-е гг. к/ст "Шарк Юлдузи" выпустила ф., поев, этнографии и географии республики,- "Народные гулянья в Узбекистане" и "Старые города" (оба 1924, реж. Тимковского), социалистич. строительству - "Женщина Узбекистана", "Комсомол", "Красная Армия" (все 1928, реж. Тимковского) и др. В 30-е гг. вышли ф.: о колх. строительстве - "Пионеры в борьбе за хлопок" (1931, реж. Агзамов), "Машина и хлопок" (1932, реж. Ходжаев); о нар. стройках республики -"Текстилькомбинат" (1938, реж. Каюмов), "Большой Ферганский канал" (оп. Каюмов, Т. Турсунов), "Могучий поток" (реж. В. Р. Небылицкий) - оба 1939. В 1932 был создан сектор кинохроники для съёмки док. и науч.-популяр. фильмов, ставший в 1961 самостоят, к/ст. Во время Великой Отечеств, войны узб. документалисты сняли ф., призывающие к беспощадной борьбе с врагом: "Фронтовым друзьям" (1941, реж. Ярматов), "Подарок фронту" (1942, реж. Агзамов) и др. В послевоен. годы вышли док. ф. реж.-оп. Каюмова "Пять рук человечества", "Приезжайте к нам в Узбекистан", ознаменовавшие начало нового этапа в узб. док. кино. В 1968 была сдана в эксплуатацию новая студия док. и науч.-популяр. фильмов. В 60-е гг. пришло новое поколение документалистов: Д. И. Салимов, Н. Атауллаева, Т. Надыров, Н. Б. Азимов, Т. Рузиев, А. X. Каримов и др. Фильмы реж. Каюмова 60 - 70-х гг. "Золотая Бенгалия", "Вьетнам, страна моя", "От весны до весны", "Встречи с Таджихон", "13 ласточек", "Голодная степь", "Самарканд всегда со мной", "Есть на Востоке добрый город", "Паранджа", "Земельная реформа", "Афганистан, революция продолжается", "Боль" ("Притча"), "Бобо", "Шакал" и др. завоевали междунар. признание.

Широкое развитие получило науч.-популяр. кино Узбекистана. По заказу мин-в и ведомств выпускаются ф., посв. разл. вопросам экономики, культуры и иск-ва. В 1972 открыт филиал к/ст док. и науч.-популяр. ф. в столице Каракалпакии г. Нукусе. Узб. к/ст док. и науч.-популяр. ф. выпускает 60 названий в год. В республике ок. 5500 киноустановок. Кадры для студий готовят ВГИК, ЛИКИ, Высш. курсы при "Мосфильме", Ташкентский театр.-худож. ин-т им. А. Н. Островского. В Ин-те искусствознания им. Хамзы изучаются и разрабатываются проблемы истории и теории узб. кино, а также кино стран Азии, Африки и Лат. Америки. Вопросы киноиск-ва освещаются в ж. "Кино", "Иск-во сов. Узбекистана". С 1968 проводится Ташкентский международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Лат. Америки (один раз в 2 года). (Илл. табл. CL - CLI.) Абул-Касымова X., Рождение узб. кино, Таш., 1965; Хасанов Б., Узб. док. кино, Таш., 1972 (на узб. яз.); Мирза мухамедова М., Узб. дет. кино, Таш., 1976 (на узб. яз.); Тешабаев Д., Узб. кино: традиции, новаторство, Таш., 1979; Акбаров X., Кино Узбекистана, М., 1981. X. Н. Абул-Касимова.

'Азамат'. Реж. А. Кордюм. (Азамат - А. Бакиров.) 1940
'Азамат'. Реж. А. Кордюм. (Азамат - А. Бакиров.) 1940

'Похождения Насреддина'. Реж. Н. Ганиев. (Насреддин - Р. Хамраев, Безбородый - Р. Пирмухамедов.) 1947
'Похождения Насреддина'. Реж. Н. Ганиев. (Насреддин - Р. Хамраев, Безбородый - Р. Пирмухамедов.) 1947

'Алишер Навои'. Реж. К. Ярматов. (Навои - Р. Хамраев, Абу-Малик - Р. Пирмухамедов.) 1948
'Алишер Навои'. Реж. К. Ярматов. (Навои - Р. Хамраев, Абу-Малик - Р. Пирмухамедов.) 1948

'Очарован тобой'. Реж. Ю. Агзамов. (Турдыев - Н. Рахимов, Мухаббат - М. Туляходжаева, Шариф - С. Диванов.) 1959
'Очарован тобой'. Реж. Ю. Агзамов. (Турдыев - Н. Рахимов, Мухаббат - М. Туляходжаева, Шариф - С. Диванов.) 1959

'Хамза'. Реж. З. З. Сабитов. (Хамза - О. Ходжаев.) 1961
'Хамза'. Реж. З. З. Сабитов. (Хамза - О. Ходжаев.) 1961

'Птичка невеличка'. Реж. Л. Файзиев. (Арсланбек Каландаров - Ш. Бурханов, Сайда - С. Ганиева.) 1961
'Птичка невеличка'. Реж. Л. Файзиев. (Арсланбек Каландаров - Ш. Бурханов, Сайда - С. Ганиева.) 1961

'Нежность'. Реж. Э. Ишмухамедов. (Тимур - Р. Нахапетов, Мамура - М. Махмудова.) 1967
'Нежность'. Реж. Э. Ишмухамедов. (Тимур - Р. Нахапетов, Мамура - М. Махмудова.) 1967

'Ташкент - город хлебный'. Реж. Ш. Аббасов. (Серёжа - В. Куденков, Мишка Додонов - В. Воробей.) 1968
'Ташкент - город хлебный'. Реж. Ш. Аббасов. (Серёжа - В. Куденков, Мишка Додонов - В. Воробей.) 1968

'Яблоки 1941 года'. Реж. Р. Батыров. (Адыл - У. Салимов, Мансур - С. Ахмедов, Старик - Н. Рахимов.) 1969
'Яблоки 1941 года'. Реж. Р. Батыров. (Адыл - У. Салимов, Мансур - С. Ахмедов, Старик - Н. Рахимов.) 1969

'Седьмая пуля'. Реж. А. Хамраев. (Максумов - С. Чокморов.) 1973
'Седьмая пуля'. Реж. А. Хамраев. (Максумов - С. Чокморов.) 1973


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.