[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




УРУГВАЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Расстановка ударений: УРУГВА`ЙСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ

УРУГВАЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. Первый док. ф. появился в 1898. В 1909 Л. Адроер основал небольшую студию для съёмок хроник.-док. лент. В 1919 Э. Фигари снял п/м ф. "Кулаки и гордость". На фоне профессионально слабых ф. выделялись ленты "Души побережья" (1924, реж. Фигари), "Маленький герой золотого ручья" (1929, реж. К. Алонсо). Первый звук, п/м ф. "Две судьбы" (реж. неизв.) показан в 1936. В кино также работали реж. X. Эррекарт ("Признание", 1938), X. К. Патрон ("Я - счастливый холостяк", 1938), А. Бо ("Три мушкетёра", 1946), X. М. Арболея ("Это моя земля", 1949). В кон. 40-х гг. итал. документалист Э. Грае снял неск. к/м ф., в т. ч. "Хосе Ф. Артигас - защитниково-бодолюбивых народов" (1949). С возникновением в 50-е гг. киноклубов сформировалась группа молодых режиссёров-любителей, к-рые снимали к/м ф., обращаясь в них к проблемам страны. Небольшие ф. выпускала также комиссия по туризму, науч.-популяр. ф.- киноф-т Респ. ун-та. Проф. уровень картин был низок, технич. оснащение примитивно. Импорт киноплёнки обходился дорого. Гос-во не предоставляло субсидий и кредитов. С появлением четырёхканального ТВ посещаемость к/т в 1956 - 60 в столице Монтевидео значительно снизилась. Уменьшилось и число к/т. В нач. 60-х гг. работали реле. X. К. Родригес Кастро (ф. "Штраф"), К. Тронконе ("Пуховая подушка"), А. Пучьяно ("Пепино на карнавале"), О. Парада ("Глаза горы"). Получили известность реж. Р. Фабре, поставивший этнографич. ф. "Дальше от реки Дас Мортес"(1960), и реж. У. Уливеи М. Хандлер. Уливе в 1960 пост. ф. "Как Уругвай - нет", разоблачавший механизм управления страной, затем на Кубе написал сц. ф. "12 стульев" (реж. Т. Гутьеррес Алеа), снял ф. "Кубинская хроника". С реж. Хандлером снял док. ф. "Выборы" (1967), раскрывавший лицемерие политич. системы в Уругвае. Лучшие фильмы Хандлера: "В Праге" (1964), "Карлос, кинопортрет одного странствующего" (1965), "Мне нравятся студенты" (1968), "Уругвай 69: проблема мяса" и "Libur Arce" (1970). В 1966 на экранах демонстрировались гл. обр. иностр. ф., в т. ч. мексиканские и аргентинские. Силами киноклуба "Уругвай", Уругвайской синематекой и Синематекой третьего мира в 1971 был созд. ф."Ах, Уругвай!", состоявший из четырёх новелл, в к-рых были показаны разл. аспекты совр. Жизни в стране. После гос. переворота, в июне 1973, начались репрессии против левых сил. Мн. кинематографисты были вынуждены покинуть страну. Нарушились контакты с др. лат.-амер. странами. Конкуренция ТВ по-прежнему была высока. С кон. 70-х - нач. 80-х гг. в стране выпускаются науч.-популяр. ф. по заказу Мин-ва культуры. Существует Кооператив уч. кино, пытающийся найти своего зрителя, используются узкоплёночные ленты. Уругвайская синематека, имея к/т, продолжает ежемесячный выпуск к/ж. Функционируют производств, объединения: "Эль групо", "Продуксьонессур", "Дарило фильме", "Синеко". В док. кино работают Р. Сола, Р. Гардиоль, A. Тестони. За пределами страны известен реж.-мультипликатор Э. Дарино. В Монтевидео раз в два года проводятся Междунар. фестивали док. и эксперим. кино., Martinez Torres A., Perez Estremora M., Nuevo cine latinoamericano, Barcelona, 1973.

И. С. Быкова.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.