[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович

Расстановка ударений: УРУСЕ`ВСКИЙ Сергей Павлович

УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович (23.12.1908 - 12.11.1974), сов. оператор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1942. В 1929 окончил Ленингр. худож.-пром. техникум, в 1935 - Ин-т изобразит. иск-в (бывший Вхутеин, мастерская B. А. Фаворского). В кино с 1935. Был ассист. оператора. Первая самостоят. работа - ф. "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1941). В 1942 - 43 фронтовой оператор, участвовал в съёмках ф. "69-я параллель" (1942), "Битва за нашу Советскую Украину" (1943). Снял худож. ф. "Поединок" (1945), "Синегория" (1946). Первый значит успех - ф. "Сельская учительница" (1947, Гос. пр. СССР, 1948) - обусловлен новаторским подходом к решению проблем светопластич. трактовки изображения. Последовательно экспериментируя, У. выявил широкое тональное богатство изображения, создал впечатляющую атмосферу кадра, добился многоплановости в передаче пространства, живописной обобщённости и тонкой нюансировки светового рисунка. В процессе работы над ф. "Алитет уходит в горы" (1950), "Кавалер Золотой Звезды" (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Возвращение Василия Бортникова" (1953), "Урок жизни" (1955), "Первый эшелон" (1956, с Ю. И. Екельчиком), продолжая разработку приёмов живописной трактовки изображения, У. начал освоение новых средств композиц. выразительности, а также цвета. Итогом этих поисков был ф. "Сорок первый" (1956), отличавшийся - целостностью изобразит. формы, поэтичностью цветовых решений, образным воплощением атмосферы действия. Важнейший этап творчества У. составляют ф., снятые в сотрудничестве с реж. М. К. Калатозовым. В ф. "Летят журавли" (1957) У. продемонстрировал новые принципы композиц. трактовки кадра. Новаторское использование короткофокусной оптики и съёмки ручной камерой, оригинальность динамич. приёмов позволили У. создавать психологически заострённые зрительные образы, достигать эффекта соучастия зрителя в происходящем на экране (т. н. субъективная камера). В ф. "Неотправленное письмо" (1960) проявилось умение У. придать реалистич. фактуре изображения поэтич. тональность, стремление органически вписать героев в реальную среду. Особым своеобразием отличается изобразит, решение ф. "Я - Куба" (1964, с Кубой). Ф. снимался только ручной камерой с применением сверхкороткофокусной оптики и характеризовался необычайной пространств, ёмкостью кадра, остротой композиц. выразительности. Пост. ф. "Бег иноходца" (1970, оп. У.) и "Пой песню, поэт!" (1973, У.- оп. и соавтор сц.).

Голдовская М., Десять операт. биографий, М., 1978; И мастерство и вдохновенье, "ИК", 1980, № 3; Баталов А., Снимающий художник, "ИК", 1982, № 2.

Р. И. Маланичев.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.