[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




УЭЛЛС, Уэллес [Welles] Орсон

Расстановка ударений: УЭ`ЛЛС, Уэллес [Welles] Орсон

УЭЛЛС, Уэллес (Welles) Орсон (6.5.1915 - 10.10.1985), амер. режиссёр, актёр, сценарист, продюсер. С 1931 работал в т-ре, с 1934 - на радио. Известность У. принесли его новаторские шекспировские спектакли "Макбет" (1936) и "Юлий Цезарь" (1937), а также радиопостановка "Война миров" (по Г. Уэллсу, 1938), вызвавшая массовую панику чрезвычайно правдоподобным воплощением фантастич. вторжения марсиан. В 1939 У. был приглашён в Голливуд, где пост. ф. "Гражданин Кейн" (1941, пр. "Оскар"), в к-ром выступил в качестве режиссёра, автора сц. (с Г. Манкиевичем) и исполнителя гл. роли. Эта яркая реалистич. история взлёта и падения сильного и одарённого человека, стремящегося к власти и богатству, раскрывала трагедию эгоиста, одержимого честолюбием. Новаторский по своей драматургии, сопоставляющей фрагменты жизни героя с точки зрения разл. персонажей, по монтажному и изобразит. решению, построенному на глубинных мизансценах, ф. стал важным этапом в развитии американского и всего мирового киноиск-ва. Независимость характера и самобытность дарования У. привели его к конфликту с кинопромышленниками. Его ф. "Великолепные Эмберсоны" (по Б. Таркингтону, 1942) был перемонтирован продюсерами, а лат.-амер. эпопея "Всё это правда" (1942 - 43) так и не была им закончена. В 1946 он пост. антифаш. приключенч. ленту "Чужестранец". Экранизации "Макбет" (1948) и "Отелло" (1952, в Марокко, гл. пр. Мкф в Канне), где У. создал яркие образы загл. героев, относятся к числу наиболее удачных попыток кинематографич. воплощения произв. У. Шекспира. Запутанные детективные сюжеты : ф. "Леди из Шанхая" (1947), "Тайное досье" (по роману У. "Мистер Аркадии", 1955, Франция - Испания) и "Печать зла" (1958) служили поводом для размышлений о развращающей силе власти. Экранизируя роман Ф. Кафки "Процесс" (1962, Франция - Италия - ФРГ), режиссёр во внутр. полемике с писателем подчеркнул бунт героя против роковой для него бюрократия, машины. В 1966 У. вернулся к Шекспиру, поставив в Испании ф. "Полуночные колокола" ("Фальстаф", на материале пьес "Генрих IV", "Генрих V" и "Виндзорские проказницы", спец. пр. Мкф в Канне), в центре к-рого был трагикомич. образ Фальстафа в исполнении самого У. В 1967 У. пост, для франц. ТВ психологич. драму "Бессмертная история". Худож.-док. лента "Ф. как фальшивка" (1973, Иран - Франция) была посвящена знаменитым подделкам произв. литры и изобразит, иск-в, судьбам создателей этих псевдошедевров и среде, вызывающей к жизни неизбежные рекламные бумы фальсификаций. В 1977 пост. док. ф. "Снимая "Отелло"".

В качестве актёра У. специализировался в осн. на эпизодич. ролях, придавая им отточенность, блеск. Работал также в т-ре и на ТВ. В 1970 ему была присуждена спец. пр. "Оскар". С нач. 70-х гг. снимался относительно редко. Неистовый темперамент У., тяготение к воплощению резких контрастов и масштабных характеров, обострённое ощущение кризиса гуманистич. ценностей в совр. бурж. обществе, стремление к худож. совершенству часто не соответствовали стандартам капиталистич. кинопром-сти, что не позволило полностью раскрыться таланту этого художника и привело его к постепенному отходу от творч. работы в кино. Основные актёрские работы в ф. др. режиссёров: "Путешествие в страх" (1943), "Третий человек" (1949), "Моби Дик" (1956) и "Платите дьяволу" (1957) - все три Великобритания, "Принуждение" (1959), "Трещина в зеркале" (1960), "Лафайет" (1961, Франция), новелла "Овечий сыр" (вф."РоГоПаГ", 1963, Италия), "Человек на все времена" (1966) и "Царь Эдип" (1967) - оба Великобритания, "Битва на Неретве" (1969, СФРЮ), "Уловка-22" и "Ватерлоо" (Италия) - оба 1970, "Чудовищная декада" (1971, Франция), "Безопасное место" (1972), "Путешествие проклятых" (1976), "Тайна Николы Тесла" (СФРЮ) и "Бабочка" (1981). Золотой приз на Мкф в Венеции (1982) за выдающийся вклад в мировое киноиск-во.

Miracle a Hollywood, P., 1953; Mr Arkadin, N. Y., 1956.

Божович В., Орсон Уэллс, в его кн.: Современные западные режиссёры, М., 1972; Орсон Уэллс. Статьи. Свидетельства. Интервью, М., 1975; Fowler R. A., Orson Welles, L., 1946; Noble P., The fabulous Orson Welles, L., 1956; Bessy M., Orson Welles, P., 1963; Higham G., The films of Orson Welles, Berk.- Los Ang.- L., 1971; McBride J., Orson Welles, L., 1972; Bazin A., Orson Welles, P., 1972.

К. Э. Разлогов.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.