[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ТРЮФФО [Truffaut] Франсуа

Расстановка ударений: ТРЮФФО` [Truffaut] Франсуа

ТРЮФФО (Truffaut) Франсуа (6.2.1932 - 21.10.1984), франц. режиссёр. Выступал как кинокритик, обратил на себя внимание резкостью суждений (сотрудничал в ж. "Cahiers du cinema" и еженедельнике "L'Art."). Пост. к/м ф. "Визит" (1955) и "Шантрапа" (1958). Т.- один из вдохновителей и участников "новой волны". В 1959 пост. ф. "400 ударов" (пр. Мкф в Канне), в к-ром с тонким лиризмом рассказал во многом автобиографичную историю подростка Антуана Дуанеля (Ж. П. Лео), тяготящегося своим положением в школе и в семье, стремящегося вырваться из тусклой и унылой повседневной жизни. Но бунт маленького героя бесперспективен, бежать ему некуда. Историю своего героя Т. как бы продолжил в одной из новелл ф. "Любовь в 20 лет" (1962). Юноша (его играл тот же Ж. П. Лео) также живёт в разладе с окружающей его действительностью, но от попыток бегства и бунта уже отказался. Постепенно взрослея, Лео появился и в нек-рых последующих ф. режиссёра - "Украденные поцелуи " (1968, пр. Мельеса, Большая пр. франц. кино; пр. Деллюка, 1969), "Семейный очаг" (1970), "Сбежавшая любовь" (1979), к-рые сложились в единый "дуанелевский" цикл, посв. психологич. и моральным проблемам жизни совр. молодого француза. Ф. "Стреляйте в пианиста" (1960) представлял стилизацию под гангстерские ф.; здесь режиссёр развивал свой излюбленный мотив доброго и беззащитного человека, одинокого в мире, где царит право сильного. Жестокости и бездушию обществ. отношений Т. пытается противопоставить вечные ценности дружбы и любви. Однако подвергнув эти ценности испытанию, режиссёр убеждается в их хрупкости, незащищённости перед окружающим злом. Этой теме посв. ф. "Жюль и Джим" (1962) - один из самых значит. у режиссёра. Т. не хочет удовлетвориться пессимистич. выводом о тщете человеческих усилий. Как художник он выступает в защиту духовности, поэзии, нежности, без к-рых люди рискуют превратиться в бездушных роботов, одержимых манией разрушения. Эту мысль режиссёр воплотил в ф. "451° по Фаренгейту" (по Р. Брэдбери, 1966, Великобритания). Мир искренности и чистоты ассоциируется у Т. с миром детства, к-рый режиссёр изображает с большим сочувствием также в ф. "Дикий ребёнок" (1970) и "Карманные деньги" (1976). Ф. "Американская ночь" (1973, пр. "Оскар"), где Т. сыграл роль режиссёра, посв. размышлениям над трудностями и радостями кинематография, профессии. Ф. "История Адели Г." (1975) воспроизводит романтич. историю несчастной любви младшей дочери В. Гюго. В ф. "Последнее метро" (1980) Т. рассказал об актёрах театра, к-рые в годы оккупации противопоставляют фашизму духовную независимость и преданность иск-ву. В большинстве своих фильмов Т. выступает также как сценарист, в нек-рых - как актёр ("Дикий ребёнок") и продюсер. Снялся также в гл. роли в амер. ф. "Близкие контакты третьего вида" (1977, реж. С. Спилберг) и др.

Др. ф.: "Нежная кожа" (1964), "Невеста была в чёрном" (1968), "Сирена с "Миссисипи"" (1969), "Две англичанки и "Континент"" (1971), "Девушка красивая, как я" (1972), "Мужчина, который любил женщин" (1977), "Зелёная комната" (1978), "Женщина по соседству" (1981), "Скорей бы воскресенье!" (1983).

Le cinema selon Hitchcock, P., 1966; Les films de ma vie, [P., 1975].

Petrie G., The cinema of Francois Truffaut, N. Y., 1970; Crisp C. G., Francois Truffaut, L., 1972; Francois Truffaut, Munch., 1974; Fann D., L'univers de Francois Truffaut, P., 1972; Allen D., Francois Truffaut, N. Y., [1974]; Соllet J., Le cinema de Francois Truffaut, P., 1977; Bonnaffons E., Francois Truffaut, Lausanne, 1981.

В. И. Божович.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.