[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич

Расстановка ударений: ТЫНЯ`НОВ Юрий Николаевич

ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (6.10.1894 - 20.12.1943), сов. литературовед, писатель, теоретик кино, сценарист. В 1918 окончил Петрогр. ун-т. В 1921-30 проф. Ин-та истории иск-в. Печатался с 1921, по вопросам кино - с 1924. Был чл. ОПОЯЗа (Об-ва по изучению поэтич. языка). В 1926 - 27 возглавлял сценарный отдел "Севзапкино", в 1926 организовал киноф-т в Ин-те истории иск-в. В статьях 1924 - 29 Т. разрабатывал центр. проблемы складывавшейся в этот период поэтики кино. Рассматривая кино как полноправное специфич. иск-во, Т. сопоставлял его в историко-генетическом плане с лит-рой и т-ром. Наряду с Л. В. Кулешовым, С. М.Эйзенштейном, Б. М. Эйхенбаумом, В. Б. Шкловским начал изучение условной природы экр. повествования, связывая её с особенностями восприятия кинозрелища. Т. установил принципиальные различия между образным пространством-временем в т-ре и в кино; он рассматривал выразит. средства нового иск-ва, создающие худож. мир ф.- динамич. фабульно-сюжетное, жанрово-стилевое единство. В пределах этого единства Т. изучал семантику выразит, средств экрана, к-рые он называл "смысловыми знаками" (внутри кадра, в межкадровом монтаже, в общей конструкции вещи); их соотношение он понимал как "смысловую перепланировку мира на экране".

В работах Т. сформулированы важные положения о соотношении кино и поэзии, о специфике фабулы и сюжета в кино, об их взаимосвязи с жанрами и стилями, о несовпадении темы и материала в худож. произведении. Т. отвергал идею звук. и цв. кино, считая, что в "кинетофоне" будет разрушена изначальная условность экр. зрелища. Но при этом он высказал ряд проницательных суждений о реальных опасностях иллюстративного использования звука и цвета. Методология, развёрнутая Т. в его работах о кино, обогатила теоретический аппарат искусствоведческих исследований.

Т. внёс значит. вклад в практику и теорию экранизации. Работал в содружестве с группой ФЭКС. Сценарий ф. "Шинель" (по Н. В. Гоголю, 1926) был новаторским произв., открывшим плодотворный путь творч. интерпретации лит. классики взамен её иллюстрирования. Сценарий ф. "С. В. Д." ("Союз великого дела", 1927, с Ю. Г. Оксманом) явился одной из первых принципиальных удач сов. кино в освоении историч. материала. Среди сц. Т.: "Ася" (по И. С. Тургеневу, 1928, с Оксманом, М. Ю. Блейманом, реж. А. В. Ивановский), "Поручик Киже" (по своей повести, 1934, реж. А. М. Файнциммер). Во 2-й пол. 20-х гг. совм. с В. А. Кавериным Т. написал сц. "Окно над водой" (поставлен не был). В 1928 работал над либретто по роману "Смерть Вазир-Мухтара", в 1930 - над сц. "Обезьяна и колокол".

Углублённое изучение кинематографич. наследия Т., начатое в сер. 60-х гг., выявило его теоретич. и практич. ценность.

"Не кинограмота, а кинокультура", "Кино", 1926, № 36; Либретто кинофильма "Шинель", в сб.: Из истории Ленфильма. Статьи, воспоминания, документы. 1920 - 1930 годы, в. 3, Л., 1973; Поэтика. История лит-ры. Кино, М., 1974.

Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи, М., 1966; Зоркая Н., Тынянов и кино, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 10, М., 1967; Сэпман И., Тынянов-сценарист, в сб.: Из истории Ленфильма, в. 3, [Л., 1973].

Е. С. Левин.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.