[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ЧАПЛИН [Chaplin] Чарлз Спенсер

Расстановка ударений: ЧА`ПЛИН [Chaplin] Чарлз Спенсер

ЧАПЛИН (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889 - 25.12.1977), амер. актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Род. в Лондоне в семье артистов мюзик-холла. С 1895 (по др. данным, с 1898) пел и танцевал на сцене. В 1907 был принят в известную труппу пантомимы Ф. Карно, где овладел мастерством пантомимы, акробатики и эквилибристики. Здесь же выявилось присущее ему сочетание блестящей клоунской техники с актёрским талантом, подкреплённым зоркостью жизненных наблюдений. Во время гастролей труппы Карно в США (1913) Ч., подписав контракт с кинокомпанией "Кистоун", начал сниматься под рук. М. Сеннетта. Его дебютом стала роль щёголя-мошенника в комич. ленте "Зарабатывая на жизнь" (1914, в сов. прокате "Чарли-счастливец"). В последующих ф. он развивал приобретённый ранее артистич. опыт применительно к возможностям кино (игра в реальной пространств, и предметной среде, свобода импровизации, укрупнённая передача кинообъективом оттенков мимики и жеста). Выразит. приёмы грубого фарса с погонями и потасовками, разрабатывавшиеся у Сеннетта, Ч. доводил до тонкости; этому способствовали и культура англ. клоунады, и признававшееся им самим влияние М. Линдера. Постепенно он находил облик своего персонажа, то сочетание примет, к-рое стало на долгие годы его постоянной "маской": шляпа-котелок и чёрные усики, тросточка и большие башмаки, придающие ему утиную походку. Внутр. характеристики этого персонажа поначалу складываются в образ злобного и заносчивого пройдохи по прозвищу Чэз, и лишь иногда этот герой обретает черты и свойства отверженного неудачника, вызывающего не просто смех, но сочувствие - того, кто вскоре получит постоянное имя Чарли.

На протяжении 1914, снявшись в 34 ф. "Кистоуна" (из них около половины поставив по собств. сценариям), Ч. стал широко известен как один из талантливейших комиков амер. кино и завоевал творч. независимость. В 1915 - 16 он работает для фирмы "Эссеней", а в 1916 - 1917 для фирмы "Мьючуэл", создавая свои ф. как сценарист, режиссёр, актёр. Достигнув высот мастерства и приведя к завершённой форме свой экр. облик, Ч. становится всемирно знаменитым. Популярность его у публики и высочайшее признание критиков объясняются не только виртуозностью и комич. силой его пантомимного иск-ва ("Его новая работа", 1915, "В час ночи" и "Скетинг-ринг", 1916, "Лечение", 1917), но тем общезначимым смыслом и той жизненной убедительностью, что стали присущи образу Чарли - гонимого, но неистребимого "маленького человека", предстающего в разнообразных обличьях: подмастерья и кельнера, мелкого служащего и беглого каторжника, а чаще всего бродяги ("Бродяга", "Банк" и "Завербованный", 1915, "Полиция", 1916, "Тихая улица" и "Иммигрант", 1917). Эксцентрич. трактовка действия служит выявлению социальных нелепостей, алогизмов жизненного порядка. Работы Ч. для фирмы "Фёрст нэшонал" (1918 - 23) - "Собачья жизнь", "На плечо!", "Солнечная сторона", "Удовольствия дня", "Малыш", "Праздный класс", "День получки", "Пилигрим" - отмечены зрелостью артистич. таланта, более глубоким чувством творч. и социальной ответственности. Ф. "На плечо!" (1918) - трагифарс, в к-ром разоблачение ужасов окопной жизни героя сменяется уничтожающей пародией на милитаристско-шовинистич. представления о войне. Картина "Малыш" (1921) - мелодрама о бродяге Чарли и его маленьком приёмыше, проникновенно выразившая мечту чап-линовского героя о счастье. Ф. "Пилигрим" (1923) - гротескно-реалистич. повествование о беглом каторжнике в роли священнослужителя, полное горьких иносказаний: как о судьбе "маленького человека" в капиталистич. Америке, так и о положении самого художника.

В ф. этого времени многообразно воплотилось то соединение комич. и драм. начал, к-рое стало главным качеством чаплиновского иск-ва вообще и главным свойством образа Чарли. Этот персонаж - простодушный и изворотливый, сентиментально-отзывчивый и подчас жестокий, неудачливый и удивительно свободный - проявляет себя в огромном диапазоне эмоций и жанровых красок: от крайних форм фарсового комизма, вызывающих бурный смех, до глубокой грусти, поднимающейся на уровень трагич. переживания действительности. В том, как Чарли соблюдает манеры "приличного господина" даже в самых унизительных ситуациях бесправия и обездоленности, выражается не только издёвка над фальшью условностей, но и высокая тема защиты человеческого достоинства, одна из важнейших в иск-ве Ч. Смех наполняется грустью, грусть взрывается смехом, и через смешное заново постигается серьёзное. Достигнутое художником богатство эмоц. выразительности служит познанию социальной жизни, изобличению её пороков, утверждению гуманистич. идеалов добра и справедливости.

Отстаивая независимость своего творчества от власти голливудских кинопромышленников, Ч. в 1923 основал собств. кинофирму "Чарлз С. Чаплин филм корпорейшен". С этого момента Ч. как режиссёр-автор перешёл от типа коротко- или среднеметражного комич. ф. к ф. полнометражному, требующему огромной подготовит, работы. Первым из его больших ф. стала психологич. драма "Парижанка" (1923, сам Ч. в ф. не снимался), загл. роль в к-рой сыграла Эдна Пёрвиенс (исполнительница лирич. ролей во мн. прежних фильмах Ч.). Рассказывая о любви и её крахе, это произв. разоблачает корыстный и лицемерный дух бурж. общества, бесчеловечие "общественного мнения". Глубокий и тонкий реализм ф., выдающееся реж. иск-во Ч. заслужили признание кинематографистов всего мира, однако массового успеха "Парижанка" не имела. В след. работе Ч. возвратился к стихии комического и к образу Чарли: ф. "Золотая лихорадка" (1925) стал шедевром эксцентрич. комедии. В условном сюжете (повесть об удачливом золотоискателе) Ч. воплотил нек-рые автобиографич. мотивы и продемонстрировал своё мастерство актёра и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. В лирич. трагикомедии "Цирк" (1928) виртуозная клоунада оттеняет тему крушения иллюзий и надежд, вновь возникшую при обращении художника к современности. Одним из самых значит, произв. Ч. стал ф. "Огни города" (1931, в сов. прокате "Огни большого города") - наиболее глубокое поэтич. воплощение темы "маленького человека", синтез комедийных и мелодраматич. мотивов, к-рый был определён самим Ч. как "комич. роман". Ф. говорит о стремлении к счастью и борьбе за достоинство обездоленных; любовь бродяги Чарли к слепой девушке развёртывается на фоне совр. амер. жизни с её углубляющимся контрастом бедности и богатства.

Эволюция Ч.-художника совпала с нарастанием социально-критич. мотивов в кино США и с развитием звук. кино, заменившего немое и потребовавшего новых выразит, средств. Эти процессы сказались на содержании и форме ф. "Новые времена" (1936), где образ Чарли, сталкивающегося с капиталистич. эксплуатацией, с безработицей, с недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, в значит, мере утрачивает прежнюю условность. В атмосфере фашистской угрозы, нависшей над миром, Ч. создал ф. "Великий диктатор" (1940) - прямой отклик на проблемы, волновавшие человечество. Смелая антифаш. сатира, в к-рой он сыграл две роли - парикмахера Чарли и диктатора Хинкеля (гротескно-карикатурный образ Гитлера), завершается ораторским обращением Ч. к зрителям - патетич. призывом к сопротивлению, к борьбе против фашизма. В годы 2-й мировой войны Ч. неоднократно выступал за открытие второго фронта, за всемерную помощь сов. народу в войне. Когда его надежды на победу мира были омрачены тревогой и разочарованием, в обстановке начала "холодной войны" Ч. завершил самое сумрачное и горькое из своих произведений - ф. "Месье Верду" (1947). Созданный им образ Верду - ожесточившегося "маленького человека", ради денег ставшего женоубийцей, явился открытым обвинением обществу, сделавшему массовые убийства доходным промыслом. Крайне реакц. элементы, возобладавшие в обществ. жизни США, подняли против Ч. очередную кампанию клеветы и политич. травли, обвиняя его в приверженности к коммунизму. В это время он начал работать над ф. "Огни рампы". Законченный в 1952 (пр. "Оскар" за музыку, 1972), этот фильм стал одной из вершин искусства Ч.: по внешности мелодрама о старом клоуне и юной балерине, а по сути философская повесть о жизни и смерти, о любви и творчестве. Словно воссоздав свою артистич. биографию в несколько ином, менее счастливом варианте, Ч. как сценарист, режиссёр, актёр и композитор выразил взгляд на иск-во как на великую силу, связующую человека с жизнью. Выход "Огней рампы" на экраны совпал с окончат. отъездом Ч. из США. С почётом встреченный в Европе, Ч. поселился с 1953 в Швейцарии, в г. Веве, где и жил в дальнейшем.

В 1957 Ч. пост. в Великобритании ф. "Король в Нью-Йорке" и сыграл в нём гл. роль. Пользуясь испытанными средствами эксцентриады, он зло высмеял культ наживы и погоню за сенсациями как атрибуты "амер. образа жизни". Последней реж. работой Ч. стала романтич. комедия "Графиня из Гонконга" (1967, Ч. снялся в эпизодич. роли). В 1954 он был награждён Междунар. пр. Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами. В 1928 и 1972 получал спец. пр. "Оскар", в 1972 - Золотой приз на Мкф в Венеции за творчество в целом.

На протяжении нескольких десятилетий Ч. создавал свои ф., окружённый всемирной славой и любовью многих миллионов зрителей. Свою клоунскую маску он превратил в человеческий образ огромной обобщающей силы, выразивший тревоги и надежды простых людей мира.

My trip abroad, N. Y., 1922; в рус. пер.- Моя биография, М., 1966.

Чарли Чаплин. Сб. под ред. В. Шкловского, Л., 1925; Соколов И. В., Чарли Чаплин, М., 1938; Чарльз Спенсер Чаплин, под ред. С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича, М., 1945; Авенариус Г. А., Чарльз Спенсер Чаплин. Очерки раннего периода творчества, М., 1959; Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960; Божович В., Чаплин, в кн.: Совр. зап. режиссеры, М., 1972; Садуль Ж., Чарли Чаплин, [пер. с франц.], М., 1981; Dеlluc L., Charlie Chaplin, P., 1921; Bowman W. D., Charlie Chaplin. His life and art, N. Y., 1931; Ulm G. v., Charlie Chaplin, king of tragedy, Caldwell, 1940; Huff Th., An index to the films of Charles Chaplin, L., 1945; его же, Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Leprohon P., Charles Chaplin, P., 1957; Viazzi G., Chaplin e la critica, Bari, 1955; Mjtry J., Chariot et la "tabulation" chaplinesque, P., 1957; Chaplin Ch., My father Charlie, N. Y., 1960; Broz J., Vecny tulak Charlie, 2 vyd., Praha, 1964; Boost Ch., Chaplin, Den Haag, [1964]; Martin M.,. Charles Chaplin, noued., P., 1972; Chapliniana: Chaplin e la critica, a cura di G. Oldrini, Roma - Bari, 1979.

Л. К. Козлов.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.