[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ЧЕРКАСОВ Николай Константинович

Расстановка ударений: ЧЕРКА`СОВ Николай Константинович

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (27.7.1903 - 14.9.1966), сов. актёр. Нар. арт. СССР (1947). Чл. КПСС с 1940. В 1923 - 26 учился в Ленингр. ин-те сценич. иск-в. Работал в Ленингр. ТЮЗе, выступал на эстраде. С 1933 в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Начал сниматься в эпизодич. ролях (парикмахер Шарль - "Поэт и царь", 1927; Длинный клоун - "Его превосходительство", 1928, и др.). Полные юмора, обаятельные персонажи Ч. выражали комедийную направленность его творчества: Колька Лошак ("Горячие денёчки", 1935), Жак Паганель ("Дети капитана Гранта", 1936). Выдающееся драматическое дарование артиста проявилось в роли профессора Полежаева ("Депутат Балтики", 1937). В этом образе, ставшем важным вкладом в развитие сов. кино 30-х гг., воплотилась тема неразрывной связи рус. интеллигенции с революц. народом (прототип Полежаева - профессор К. А. Тимирязев). В 30-е гг. широко и многогранно раскрылся талант Ч.- мастера внеш. и внутр. перевоплощения. В трагич. роли царевича Алексея ("Пётр Первый", 1937, 1939) Ч. показал ставленника бояр, выступающего против прогрес. реформ. Играя Александра Невского ("Александр Невский", 1938, Гос. пр. СССР, 1941), он наделил рус. полководца чертами былинного богатыря. В роли Ивана Грозного ("Иван Грозный", 1-я сер., 1945, Гос. пр. СССР, 1946; 2-я сер., 1945, выпуск 1958) артист показал его гос. ум, стремление к объединению феодальной Руси в централизованное гос-во и вместе с тем кровавую жестокость, сменяющуюся истерич. покаянием. Графически выразительный внешний рисунок роли сочетался с глубоким проникновением актёра в сложный характер Ивана Грозного. Ч. воплотил на экране образы выдающихся деятелей рус. культуры: М. Горький ("Ленин в 1918 году", 1939, "Академик Иван Павлов", 1949), Попов ("Александр Попов", 1949, Гос. пр. СССР, 1951), Стасов ("Мусоргский", 1950, Гос. пр. СССР, 1951, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковский ("Они знали Маяковского", 1955). Одна из крупнейших работ Ч.- Дон Кихот ("Дон Кихот", 1957). Своеобразная, глубоко гуманистич. трактовка классич. образа артистом получила широкое признание в СССР и за рубежом. Пафосом беззаветного служения науке, утверждением активного и коммунистич. отношения к жизни проникнут образ академика Дронова в ф. "Всё остаётся людям" (1963, пр. Вкф, Лен. пр., 1964). Снимался в ф.: "Луна слева" (1929, Калугин), "Подруги" (1936, Белый офицер), "Друзья" (Бета) и "Остров сокровищ" (пират Билли Боне) - оба 1938, "Его зовут Сухэ-Батор" (1942, барон фон Унгерн, сов.-монг.), "Весна" (1947, кинорежиссёр Громов), "Счастливого плавания" (1949, Левашов, Гос. пр. СССР, 1950), "Третья молодость" (1966, Гедеонов) и др. Деп. ВС СССР 3-го и 4-го созывов.

Записки сов. актера, М., 1953; Четвертый Дон Кихот, М., 1958; В т-ре и в кино, М., 1973.

Дрейден С. Д., Н. Черкасов, 2 изд., М., 1939; Зубков Ю. А., Творчество Н. К. Черкасова, М., 1964; Н. Черкасов, [сост. Н. Н. Черкасова], М., 1976; Герасимов Ю. К., Скверчинская Ж. Г., Черкасов, 2 изд., М., 1977; Черкасова Н., Рядом с Черкасовым, [Л.], 1978; Актер и время, "ИК", 1983, № 10.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.