[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Расстановка ударений: ЧЕХОСЛОВА`ЦКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. Первые публичные сеансы кинематографа бр. Люмьер и кинетоскопа Эдисона состоялись в 1896 в Праге, Пльзне, Карлови-Вари и Таборе. В 1898 на выставке архитектуры и инженерного дела архитектор и фотограф Я. Кршиженецкий демонстрировал первые отечеств, док. ф., снятые им - "Пожарные", "Закладка фундамента под памятник Палацкому" и др., а также игровые сценки, сценаристом, режиссёром и исполнителем к-рых был популярный чеш. комик Й. Шваб-Мал остранский. Благодаря энтузиазму Кршиженецкого Ч. к. стала интенсивно развиваться. Однако выйти в число передовых европ. кинематографий ей мешали прежде всего общественно-политич. условия (до 1918 Чехословакия входила в состав Австро-Венгрии), а также недостаток материально-технич. средств и проф. подготовленных кадров. В 1911 была создана первая фирма "Кинофа", в 1912 - фирмы "Иллюзион-фильм" и "Асум". Инициаторы их организации - А. Пех, Ф. Тихий, А. Яловец, Й. Брабец, А. Седлачкова, М. Урбан. Фирмы снимали в осн. хронику и док. ф. (в т. ч. "VI всесокольский слёт", видовой ф. "Святоянские потоки"), а также игровые картины ("Сон старого холостяка", 1910, "Зуб за зуб", 1911, и др.). В 1913 "Иллюзион-фильм" экранизировал пьесу Строупежницкого "Дурная кровь" (реж. Э. Визнер). Фирма "Асум", систематически выпускавшая игровые ф., располагала хорошими актёрскими силами во главе с известной театр, актрисой Седлачковой; декорациями и костюмами ведал худ. О. Штафл, к-рый часто выступал как сореж. Урбана. Были пост, ф.: "Конец любви", "Проданная невеста" (по опере Б. Сметаны) и "Эстрелла" (1913). Во время 1-й мировой войны производство фильмов почти прекратилось. Наиболее удачный ф. этого периода - "Золотое сердечко" (по комедии Шваба-Малостранского, 1916, реж. А. Фенцл). В конце войны и особенно после образования независимой бурж. Чехосл. республики (1918) возникло неск. фирм по произ-ву отечеств. ф. (просуществовали недолго из-за конкуренции с заруб. ф.), в к-рых начали работать мн. будущие видные деятели нац. кинематографа. Ф. были построены по стандартам коммерч. кинематографа. Реж. В. Майер, Я. С. Колар, К. Ламач, М. Новый, П. Пражский ставили ф., повторявшие схемы салонных мелодрам ("Песнь любви", "Аккорд смерти" и "Череп Йорика", 1919, "Тени", 1921), Майер, Й. Ровенский, Д. Желенский - схемы полуфантастич. детективов ("Таинственная история", 1919, "Стёршееся письмо" и "Безумный врач", 1920). Использовались приёмы амер. кинематографа - динамичность, обилие трюков ("Золотая лсенщина", 1920, и "Сын гор", 1925, оба реж. В. Славянского), сюжеты, напоминающие ковбойские ф. ("Приключения Джо Фока", 1918; "Ожерелье Титимека", 1919, реж. В. И. Виновен), повторяющие мотивы ф.-гротесков (комедии реж. К. Антона "Гаремы, лишённые очарования", 1922, "Здесь этот камень", 1923). Фантастич. и мистич. элементы, обострённая атмосфера действия, свойственные нем. экспрессионизму, отличали фильмы Колара ("Пришедший из тьмы", 1921), Г. Махаты ("Крейцерова соната", по Л. Н. Толстому, 1926). Предпринимались попытки показать жизнь народа, историю развития нации, её культуру. В ф. "Чешское небо" (1918, реж. Я. Палоуш) впервые были показаны видные деятели чеш. культуры Й. К. Тыл, Я. Неруда, Б. Сметана и др. Ф. "Строитель храма" ("Кафедральный собор", 1919, реж. К. Дегл, А. Новотный) рассказывал о стр-ве готич. храма времён Карла IV. В 1921 пост. первый словац. ф. "Яношик", снятый в сотрудничестве с чеш. кинематографистами (реж. Я. Сиакель, Ф. Горливы, в загл. роли чеш. актёр Т. Пиштек). С нач. 20-х гг. ("Бабушка", по Б. Немцовой, и др.) чеш. кино систематически экранизировало произв. лит-ры; наиболее значит. ф.- "Крест у потока" (по К. Светлой, 1921, реж. Колар). Чаще режиссёры обращались не к классике, а к второразрядной лит-ре. Ставились сентиментально-нравоучит. ф. по т. н. девичьим романам - "Ирчин роман" (1921, реж. Биновец), "Упрямица" (1926, реж. Р. Мештак) и др.; комедии т. н. конделиковского цикла (преимущественно по романам И. Германа и П. Билиановой) - "Отец Конделик и жених Вейвара" (реж. Антон) и "На летней квартире" (реж. Славинский) - обе 1926, и др.

Предпринимались меры для дальнейшего развития Ч. к. Так, на поощрение нац. кинопроиз-ва был направлен "контингентный" закон (1932), к-рый требовал от фирм, ввозящих кинопродукцию из-за рубежа, на пять иностр. ф. выпускать в прокат одну чехосл. картину. Позднее была установлена лицензия на ввоз фильмов. В 1931 фирма "А - Б", созданная в 1921, выстроила в Баррандове, под Прагой, студию "Баррандов-фильм", ставшую по технич. оснащению и производств, площади одной из самых мощных в Европе. К кон. 20-х гг. в Чехословакии выпускалось ок. 30 ф. в год, перед 2-й мировой войной их количество возросло до 41. Коммерческие цели продолжали определять политику кинофирм. В 30-е гг. появились ленты, проникнутые поэтич. атмосферой, лиризмом, однако порой переходящими в сентиментальность, чрезмерную и таинств, символику: "Эротикой" (1929) и "Экстаз" (1932) реж. Махаты, "Река" (1933) реж. Ровенского, "Жаркое лето" (1939) реж. Ф. Чапа и В. Кршки. Успехом пользовались фильмы т. н. малого реализма, раскрывавшие психологию "маленьких людей": "Императорско-королевский фельдмаршал" (1930, реж. Ламач), "Мужчины в офсайде" (по К. Полачеку, реж. С. Иннеман), "Вы не знаете Хадимршку?" (реж. Ламач, М. Фрич) - оба 1931, "Антон Шпелец - снайпер" (1932, реж. Фрич). В этих ф. участвовали известные чеш. комики X. Хас, В. Буриан, С. Рашилов, Й. Плахта, О. Новый. С появлением звука в кино (первый ф. "Когда плачут струны", 1930) утвердилась и гротескно-фантастич. комедия, поднимавшая актуальные социальные проблемы и построенная преим. на импровизац. игре: "Пудра и бензин" (1931) и "Кошелёк или жизнь" (1932) - оба реж. Й. Гонзла, "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1933) и "Гей, руп" (1934) - оба реж. Фрича, "12 стульев" (по И. Ильфу и Е. Петрову, 1933, реж. М. Вашинский, Фрич, Чехословакия - Польша).

К 30-м гг. сложилось социально-критич. направление, на развитие к-рого значит, влияние оказало сов. кино 20-х гг. (ф. "Шахта погребённых идей", 1921, реж. Р. Мызет). Публицистич. замысел, стремление к док. достоверности и репортажности, факты из области социологии, нравов - отличит, черты этого направления. Об экономич. кризисе, моральной деградации людей в условиях капиталистич. строя рассказывали ф. "Такова жизнь" (1928, нем. реж. К. Юнгханс), "С субботы на воскресенье" (1931, реж. Махаты), "Рассвет" (1934, реж. В. Кубасек), "Батальон" (реж. М. Цикан) и "Люди на льдине" (реж. Фрич) - оба 1937. В творчестве О. Вавры социальные мотивы углублялись тонким психологизмом ("Философская история" и "Девственность", 1937). Поисками новых выразит, средств отмечены фильмы В. Ванчуры, стремившегося сочетать глубокое социальное содержание с высокоху-дож. формой: "Перед экзаменами на аттестат зрелости" (1932, с С. Иннеман), "Биржа труда" и "На солнечной стороне" (1933), "Неверная Марийка" (1934), "Любовь и люди" (1937), "Наши чешские танцы" (1938, с В. Кубасеком). Фрич пост. ф. "Яношик" (1936, в заглавной роли словац. актёр П. Биелик), положивший начало постоянному сотрудничеству чешских и словацких кинематографистов.

Угроза политич. независимости Чехосл. республики, нависшая со стороны гитлеровской Германии, вызвала появление ф., мобилизующих обществ, сознание. Реле. Фрич пост. сатирич. комедию "Мир принадлежит нам" (1937), X. Хас экранизировал антифаш. пьесу К. Чапека "Белая болезнь" (1937).

В годы фаш. оккупации страны 1939 - 1945 проводилась планомерная политика ограничения произ-ва чеш. ф. и расширения проката нем. картин. Нем. фирмы стали почти единовластными хозяевами студий (в 1942 выпущено всего 10 чеш. ф.), однако заставить чеш. кинематографистов создавать ф., поддерживающие фаш. режим, не удалось. Экранизировались произв. нац. лит-ры, ставились развлекат. комедии, "костюмные" ф.: "Добрый Валентин" (1942) и "Эксперимент" (1943) реж. Фрича, "Я сейчас приду" (1942) и "Счастливого пути" (1943) реж. Вавры. В этих ф. снимались крупнейшие актёры, оставшиеся без работы после закрытия чеш. т-ров (Ф. Смолик, С. Рашилов, Т. Пиштек, Н. Голлова, Л. Пешек и др.). Патриотич. характер носили ф. "Это был чешский музыкант" (1940, реж. Славинский) о композиторе Ф. Кмохе, пробуждавшем своей музыкой нац. чувства чеш. народа во времена габсбургской монархии, "Бабушка" (по Немцовой, 1940, реж. Чап), "Городок на ладони" (по Я. Дрде, 1942, реж. Биновец).

После создания клерикально-фаш. "Словац. гос-ва" (1939) в Словакию был прекращён ввоз чеш. фильмов. В 1940 организована фирма "Наступ", занимавшаяся прокатом и ввозом ф., выпускавшая к/ж "Наступ", "Луч" и к/м фильмы. Фирмой сделан профаш. ф. "От Татрдо Азовского моря" (1942, реж. И. Ковачевич), смонтированный из нацистской кинохроники. В 1944, во время Словац. нац. восстания, мн. работники фирмы ушли к партизанам, снимали хронику восстания.

После установления народно-демократич. строя принципиально важное значение для Ч. к. имела проведённая в авг. 1945 национализация кинопром-сти. Победа рабочего класса в февр. 1948 открыла путь для социалистич. переустройства общества и дальнейшего становления кинематографии социалистич. Чехословакии. С кон. 40-х и в 50-е гг. утвердилась новая ориентация Ч. к., выразившаяся в обращении к новым идеям, расширении и обновлении тематики. Появление на экране человека нового мира вызвало к жизни новаторское решение и традиционных для кино тем - личность и общество, труд и человек. В 1946 с ф. "Сверхлюди" В. Вассермана, "Герои молчат" Цикана, "Люди без крыльев" Чапа в Ч. к. прочно вошла антифаш. тема. Социальные мотивы, к-рые были свойственны прогрес. течению чеш. кинематографа 30-х гг., впервые обрели социалистич. направленность в картине К. Стеклы "Сирена" (по М. Майеровой, 1947), открывшей новый для Ч. к. жанр историко-революц. ф.; затем вышли ф. "Закалённые" Фрича и "Встанут новые бойцы" Й. Вайса (1950), "Борьба закончится завтра" (1951) Цикана, "Анна-пролетарка" (1952) Стеклы, "Свинцовый хлеб" (1954) И. Секвенса, "Факелы" В. Чеха и "Полицейский час" Вавры (1960).

В 1947 был пост. первый п/м словацкий ф. "Берегись" (реж. Фрич) о судьбе словаков-эмигрантов в Америке. В 1948 Биелик снял драму о Словац. нац. восстании "Волчьи норы". К этой теме режиссёр вернулся в 1959, создав один из лучших ф.- героич. эпопею "Капитан Дабач". В 50-е гг. вышли словац. ф. "Невспаханное поле" (по П. Илемницкому, 1953, реж. В. Багна) о жизни обитателей самого бедного в Словакии края, "Сорок четыре" (1957, реж. Биелик), посв. восстанию солдат австр. армии во время 1-й мировой войны.

Тема 2-й мировой войны стала одной из основных в Ч. к. особенно в первые послевоен. годы. Непосредственностью изображения картин войны, характеров героев были отмечены ф. "Люди без крыльев" (1946, реж. Чап), "Пограничное село" (1948, реж. Вайс, в сов. прокате "Украденная граница"). Обобщённый образ жестокой войны создан в ф. "Герои молчат" (1946) реж. Цикана; классовый, психологич. и нравств. анализ воен. времени дан в ф. "Немая баррикада" (1949) реж. Вавры, "Западня" (1950) реж. Фрича, "Жизнь, поставленная на карту" (1956), "Ромео, Джульетта и тьма" (1960) - оба реж. Вайса, "В тот раз на рождество" (1958) реж. К. Кахини, "Высший принцип" (1960) реж. Й. Крейчика, "Репортаж с петлей на шее" (1962, реж. Я. Балик). В 60-е гг. раскрытие этой темы часто сосредоточивалось скорее на изображении жертв, чем на героич. событиях нац. истории. Словац. нац. восстание, Движение Сопротивления, Пражское восстание 1945 получили освещение в ф. "...и передайте привет ласточкам" (1972, реж. Я. Иреш); в эпич. трилогии Вавры "Дни предательства" (1972), "Соколово" (1974) и "Освобождение Праги" (1976); "Сириус" (1974) и "Тени знойного лета" (1978) реж. Ф. Влачила, "Рассвет длился всю ночь" (1980, реж. В. Матейка), "Эта минута, этот миг" (1981, реж. Секвенс) и др.

С первых послевоен. лет в Ч. к. получили развитие темы современности. Появились комедия "Где сдаётся квартира" (1947), касающаяся трудностей быта, и ф. "Пан Новак" (1949) о рождении человека нового общества - оба реж. Б. Земана, и ф. "Бунт в деревне" (1949, реж. Й. Мах). Политич. фон актуальных событий раскрывался в приключенч. ф. "Операция Б" (1952, реж. Мах). Человек на распутье истории, борьба старого и нового в центре психологич. драм "Гражданин Брих" (1959) Вавры, "Господин Габетин уходит" (1949) В. Гайера, и др. Важнейшая проблема ответственности учёного-атомщика за использование своего изобретения поднята в ф. "Кракатит" (по Чапеку, 1948, реж. Вавра). Пережитки прошлого осмеивались в комедии "Отпуск с Ангелом" (1953, в сов. прокате "Ангел в отпуске", реж. Б. Земан). В жанре комедии работал Фрич, поставивший насыщенные нар. юмором ф. "Пекарь императора" и "Император пекаря" (1951). Снимались историч. ф.- "гуситская трилогия" реж. Вавры: "Ян Гус" (1955), "Ян Жижка" (1956), "Против всех" (1958); биографич. ф.- "Посланец рассвета" (1951), "Миколаш Алеш" (1952) и "Молодые годы" (1953) - все реж. Кршки. Большое внимание уделялось экранизации нар. сказок ("Гордая принцесса", 1952, реж. Б. Земан, и др.)

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. появились ф., отмеченные обострённым интересом к морально-нравств. проблемам, всестороннему и глубокому исследованию характера современника ("Бегство из тени", 1958, реж. Секвенс, и др.). Тематич. обновление, активизация творч. поисков привели к более тесной связи с нац. традициями, жанровому и стилистич. многообразию произв. киноиск-ва. В этот период Кахиня пост. остросюжетную ленту "Король Шумавы" (1959) и лирич. картину "Терзания" (1961, в сов. прокате "Чёрный Прим"), Чех снял детективы "105% алиби" (1959), "Где одного алиби мало" (1961), "Алиби на воде" (1966), О. Липский - ф.-пародию "Лимонадный Джо" (по Й. Брдечке, 1964), Ф. Влачил создал фил ос. поэмы "Белая голубка" (1960) и "Дьявольская западня" (1961), А. Кахлик - картину "Июньские дни" (1961) о сомнениях и надеждах молодёжи, вступающей в жизнь. Начало "сумасшедшим комедиям" положил ф. "Кто хочет убить Джесси?" (1966) В. Ворличека.

С сер. 60-х гг. антисоциалистич. и ревизионистские силы усилили попытки определять развитие и направление науки и иск-ва. Область культуры, в т. ч. и кинематограф, правые стремились использовать как средство эрозии социализма. Задолго до общественнополитич. идеологич. кризиса 1968 - 69 стали появляться ф., свидетельствовавшие о назревании культурно-политического и идейного кризиса: "Кариатида" ("Йозеф Килиан", 1963, реж. П. Юрачек), "О празднике и гостях" (1966, реж. Я. Немец), "Все добрые земляки" (1968, реж. В. Ясный) и др. Тенденции, враждебные социалистич. иск-ву и обществу,- мировоззренч. пессимизм, огульное отрицание всего пути, пройденного социализмом, увлечение проблемами секса нашли выражение в ряде др. фильмов. Наиболее интенсивно эти тенденции проявились в 1968 - 69 в серии "чёрных" ф., в к-рых превалировали антисоциалистич. и антисов. взгляды ("Дезертиры и странники", "Траурное торжество", "Убитое воскресенье" и др.). Однако в этот сложный период был пост. ряд ф., значительных для национального кинематографа:

"Покушение" (реж. Секвенс) и "А пятый всадник Страх" (реж. 3. Бриних) - оба 1964, "Дама на рельсах" (1966, реж. Л. Рихман), "Маркета Лазарева" (1967, реж. Влачил).

После преодоления политич. и идеологич. кризиса в стране и завершения процесса консолидации сил социализма чехосл. кинематографисты направили свои усилия на восстановление значения кино как проводника передовых идей. В 70-е гг. Ч. к., стремясь восстановить объективную правду жизни, возвращает на экран героя-деятеля ("Ключ", 1971, реж. В. Чех), человека труда и его дело. Появляются фильмы: о рабочем классе - "Вполне порядочные мужчины" (1972, реж. Й. Режуха); о социальных сдвигах в деревне - "Путь женщины" (1974, реж. Д. Кодай), "Кто уходит в дождь" (1974, реж. М. Голлы), "О моравской земле"(1977, реж. Кахлик). Проблемам совр. деревни поев. ф. "Там, где гнездятся аисты" (1975, реж. К. Стеклы). Значит. внимание уделяется темам семьи, воспитания молодёжи: "У моего брата отличный братишка" (1975) С. Стрнада, "Тень летающей птички" (1977) Я. Балика, "Девочка с ракушкой" (1980) Й. Свободы. Большое место занимают экранизации: "Керосиновые лампы" Герца (по Я. Гавличеку, 1971), "Дым картофельной ботвы" Влачила (по роману Б. Ржиги "Доктор Мелузин", 1976), "Помощник" З. Загона (по Баллеку, 1982). Появился ряд фильмов, посвященных осмыслению периода кризиса 1968 - 69: "За рулём враг" (1974) К. Стеклы, "Лихорадка" (1975) Голлы, "Бурлящее вино" (1976) Ворличека. Прошлому посвящены ф. "Час жизни" (1982) В. Матейки, "Сумасшедший канкан" (1983) Я. Балика, "Странствования Яна Амоса" (1983) Вавры. В разнообразных направлениях развивается жанр комедии: пародия "Адела ещё не ужинала" (1978) Липского, лирич. "Сказочно удачливые мужчины" (1979) Й. Менцеля, сатирич. "Ставка - яблоко" (1979) В. Хитиловой, "сумасшедшие комедии" Ворличека - "Как утопить доктора Мрачека" (1975), П. Шульгоффа - "Подходим ли мы друг другу, дорогой?" (1974), и др. Осн. проблема совр. чехосл. экрана - воспитание молодого поколения, нового человека. Этим объясняется нравств., этич. преломление социальных проблем. Среди наиболее популярных тем - борьба с мещанством в любых его проявлениях ("Завтра мы развернёмся, дорогуша" (1976, реж. П. Шульгофф). Проблемам становления личности посвящены фильмы Я. Иреша "Молодой человек и белый кит" (1978), "Неполное затмение" (1982), Я. Соукупа "Ветер в кармане" (1983) и О. Косека "Лукаш" (1983). Большое внимание чехословацкие кинематографисты уделяют производству фильмов для детей (8 - 10 лент ежегодно). Детям посвятили своё творчество В. Пливова-Шимкова, Й. Пинкава, Р. Цврчек, молодёжи - Я. Балик, А. Кахлик, К. Смычек и др. Ф. для детей создают и режиссёры "взрослого кино".

Значит. вклад в Ч. к. внесли актёры Й. Абргам, Я. Брейхова, В. Бродский, М. Ванчурова, М. Вашариова, Э. Ва-шариова, В. Вейражка, Я. Ганзлик, Я. Главачова, Р. Грушинский, Д. Коларжова, М. Княжко, М. Копецкий, Й. Кронер, Я. Марван, В. Меншик, Л. Мунзар, В. Мюллер, Я. Обермайерова, Ю. Пантик, И. Плахта, С. Рашилов, М. Ружек, Ф.Смолик, Й. Сомр, И. Совак, К. Фиалова, К. Хёгер, Л. Шафранкова, З. Штепанек, И. Янжурова и многие др.; оп. О. Барла, Й. Иллик, Я. Кучера, И. Махане, М. Ондржичек, В. Ондруш, В. Росинец, В. Ружичка, Э. Сиротек, С. Сомоланьи, Я. Чуржик, Ф. Ульдрих, Я. Шофр и др.

В 30-е гг. началось бурное развитие док. кино. В 20 - 30-е гг. стали работать оп. К. Дегл, Й. Буланек, Я. Блажек, М. Вих, О. Геллер, В. Гануш, Ю. Вегрихт, Ф. Печенка, К. Плицка, Я. Рот, Я. Сталлих, Й. Стршеха, Я. Тузар. Сложилась нац. школа этого вида иск-ва. Были сняты ф., отмеченные высоким худож. уровнем. Поэтичность сочеталась в них с интересом к фактам повседневной жизни и их социально-политич. осмыслению. Плицка на этнографич. материале Словакии создал уникальные ф. "По горам, по долам" (1930) и "Земля поёт" (1933), получившие широкое признание. Реж. А. Гакеншмид пост. эксперим. ф. "Бесцельная прогулка" (1930) и "В пражском граде" (1932). Вайс наряду с изысканными по ритму и пластике поэтич. ф. "Дайте нам крылья" (1935) и "Над Луж ницей светит солнце" (1936) снял публицистически страстный ф. об обнищании крестьян Закарпатской Украины "Песнь о печальной земле" (1937). Активная деятельность документалистов была прернана оккупацией страны. Гакеншмид эмигрировал в США, где закончил работу над начатым в Чехословакии ф. "Кризис" (1940), обвинявшим фашистов в насилии и беззаконии. Й. Леговец, не желая сотрудничать с нацистами, экспериментировал в области формы. В наиболее удачном ф. "Ритм" (1941) он стремился наглядно передать музыку и ритм, а также эмоции, ими вызываемые.

После освобождения Чехословакии (1945) документалисты (среди них Й. Леговец, Б. Земан, Ф. Печенка, Ф. Па-поушек и др.) приступили к созданию ф., включавших в себя информацию и воспитание, пропаганду и социологию, точность идейной концепции. Фильмы сер. 40-х гг. и в 50-е гг. непосредственно отражали становление социалистич. Чехословакии ("Песня о слёте", "Радуга над Словакией", "День созидающей годовщины", "Оравская плотина"), историю и совр. нац. культуру ("Мартин Бенка", "П. О. Гвездослав", "Юлиус Фучик" и др.). В кон. 50-х и в 60-е гг. были пост. ф., отмеченные стремлением к более глубокому познанию человека, многостороннему анализу жизни ("Город ночью", "Вода и труд", "На соседней колее", "Учительница", "Капитан Ян Налепка" и др.). В 70-е - нач. 80-х гг. создаются ф., посв. нац. истории (многосерийный ф. "Потомки и предки"), проблемам современности. Ставятся ф. об иск-ве ("Чешское барокко", "Цветы огня", "Вариации на темы Густава Малера"), картины о жизни страны ("Мы любим жизнь", "Пругоницкая прелюдия").

Первые шаги в области мультипликации были сделаны графиком К. Додалом и его сотрудницей Г. Тырловой в 30-е гг. В 1935 осн. частное об-во АФИТ, объединившее молодых талантливых художников. После 1945 они составили боевое ядро творческого коллектива студии мульт. кино. Среди них - Брдечка, Б. Пояр, С. Латал, Я. Кандл, Э. Гофман и др. По их инициативе ещё в конце войны АФИТ создало первый чеш. рисованный ф. "Свадьба в коралловом море". В 1945 осн. студия мульт. кино (рисованного), в 1946 - объёмной мультипликации.

С кон. 40-х гг.- нач. 50-х гг. складывается школа мультипликации (прежде всего кукольной). Основатели и классики этого вида иск-ва - реж. Й. Трнка, Тырлова, К. Земан. В 1947 Трнка пост. ф. "Шпаличек" ("Чешский год"), отмеченный глубоким знанием фольклора, нар. обычаев, празднеств. Крупнейшие фильмы Трнки - "Баяя" (по Б.Немцовой, 1950), "Старинные чешские сказания" (по А. Ирасеку, 1963). Среди др. его ф. 50 - 60-х гг.: "Похождения бравого солдата Швейка" (1955), "Страсть" (1961). В 1948 Тырлова, комбинируя игру актёров и кукол, пост. ф. "Бунт игрушек" и "Колыбельная". Большой интерес представляют её ф. "Неудавшаяся куколка" (1951), "Паровозик" (1959), "Шарик" (1963)1 "Два клубка", "Снеговик" и "Собака и небо" (1964). Земан создал серию мульт. ф. на актуальные темы обществ, жизни с постоянным персонажем Паном Прокоуком ("Пан Прокоук", "Пан Прокоук снимает", 1947 - 48, и др.), ф. по мотивам произв. Ж. Верна - "Губительное изобретение" (1958, в сов. прокате "Тайна острова Бек-Кап"), ф. о Синдбаде-мореходе - "Сказки тысячи и одной ночи" (7 к/м ф.), "Сказку о Гонзике и Марженке" (1981). В мульт. кино работают и такие признанные мастера, как Пояр, Латал, Й. Клуге, 3. Сметана, В. Кубал, Я. Шванкмайер, И. Шевчик, творческое трио Борн - Доубрава - Мацоурек, Й. Кабрт, З.Милер, В.Бедржих, Г Секо, Б. Можишова, Л. Кадлечек, В. Мергл, И. Ренч и др. Среди м/ф 70- 80-хгг.: "Метаморфей"(реж. И. Брдечка), "Лаокоон" (реж. Мергл), "Бум" и "Что это грохнуло?" (оба реж. Б. Пояра), "Недоконченный уик-энд" (реж. В. Бедржих), "Доротка и певец" (реж. Б. Можишова), "Рога" (реж. Й. Клуге), "Приключения Робинзона Крузо - моряка из Иорка" (реж. Латал, п/м), "Мир исчезнувших перчаток" и "Дискжокей" (реж. И. Барта). В ЧССР работают: студия худож. ф. "Баррандов", студия "Братислава -Колиба", студия дет. ф. "Готвальдов", Студия к/м ф. в Праге, Студия кинохроники, к/ст Чехосл. армии. В год выпускается 45-50 худож. п/м ф. (в т. ч. ок. 35 к/ст "Баррандов"). Вопросы теории и практики кино освещаются в ж. "Film a doba" (с 1955), "Film a divadlo" (с 1957), "Kino" (с 1946), "Scena" (с 1977, освещает проблемы чеш. Т-ра и кино), "Zaber" (с 1968), "Filmovy pfehled" (с 1939, информирует о репертуаре ф. на неделю). В стране существует Союз драм. художников, к-рый объединяет работников т-ра, кино, радио и ТВ. Творческих работников готовят на кино- и телевизионном отделении Академии изящных иск-в(ФАМУ). В 1946 - 49 проводился Мкф в Марианске-Лазне, с 1950 проводится в Карлови-Вари. (Илл. табл. CLXXVII - CLXXIX.)

Комаров С. В., Чехосл. кино, М., 1961. его Же, Киноиск-во Чехосл. Социалистич. Республики, 1945 - 1970, М., 1974; Вrоz J., Frida M., Historie ceskoslo-venskeho filmu v obrazech, 1898 - 1930, Praha, 1959 - их же, Historie ceskoslovenskeho filmu v obrazech. 1930 - 1945, Praha, 1966; Blech R., Panorama svetovej kinematografie, 2 vyd., Bratislava, 1965; Navratil A., Vyvoj dokumentarniho filmu v CSSR, 2 vyd., Praha, 1966; Havelka J., Kronika naseho filmu. 1898 - 1965, Praha, .1967; Bartosek L., Desata miiza Vladislava Vancury, [Praha, 1973]; KSC a ceskoslovenska kinematografie (Vybordok. z. let 1945 - 1980), Praha. 1981; Purs J., Poslani sociahstickeho filmu, Praha, 1981; его же, Obrysy Ceskoslovenske kinematografie, 1978-1981, Praha, 1982; Ceskoslovenska kinematografie, Praha, 1982.

Г. Н. Компаниченко.

'Сирена'. Реж. К. Стеклы. 1947
'Сирена'. Реж. К. Стеклы. 1947

'Пекарь императора'. Реж. М. Фрич. 1951
'Пекарь императора'. Реж. М. Фрич. 1951

'Отпуск с Ангелом'. Реж. Б. Земан. 1953
'Отпуск с Ангелом'. Реж. Б. Земан. 1953

'Молодые годы'. Реж. В. Кршка. 1953
'Молодые годы'. Реж. В. Кршка. 1953

'Губительное изобретение'. Реж. К. Земан. 1958
'Губительное изобретение'. Реж. К. Земан. 1958

'Капитан Дабач'. Реж. П. Биелик. 1959
'Капитан Дабач'. Реж. П. Биелик. 1959

'Ромео, Джульетта и тьма'. Реж. Й. Вайс. 1960
'Ромео, Джульетта и тьма'. Реж. Й. Вайс. 1960

'Высший принцип'. Реж. Й. Крейчик. 1960
'Высший принцип'. Реж. Й. Крейчик. 1960

'Покушение'. Реж. Й. Секвенс. 1964
'Покушение'. Реж. Й. Секвенс. 1964

'...А пятый всадник - Страх'. Реж. З. Бриних. 1965
'...А пятый всадник - Страх'. Реж. З. Бриних. 1965

'Дама на рельсах'. Реж. Л. Рихман. 1966
'Дама на рельсах'. Реж. Л. Рихман. 1966

'Ключ'. Реж. В. Чех. 1971
'Ключ'. Реж. В. Чех. 1971

'Кто уходит в дождь'. Реж. М. Голлы. 1974
'Кто уходит в дождь'. Реж. М. Голлы. 1974

'День для моей любви'. Реж. Ю. Герц. 1976
'День для моей любви'. Реж. Ю. Герц. 1976

'Освобождение Праги'. Реж. О. Вавра. 1976
'Освобождение Праги'. Реж. О. Вавра. 1976


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.