[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович

Расстановка ударений: ЧИАУРЕ`ЛИ Михаил Эдишерович

ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович (6.2.1894 - 31.10.1974), сов. режиссёр, сценарист. Нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1940. Окончил школу живописи и скульптуры в Тбилиси. С 1921 работал в т-ре скульптором, режиссёром, актёром. В кино дебютировал как актёр в ф. "Арсен Джорджиашвили" (1921, Арсен). Снимался в ф. "Сурамская крепость" (1923, Осман-ага), "Кошмары прошлого" (1925, Гарун), "Натэлла" (1926, Джондо), "Ханума" (1927, Сико). В 1928 с Е. Л. Дзиганом пост. ф. "Первый корнет Стрешнев", посв. проблеме пробуждения классового сознания. Тема Гражд. войны стала также основой первого фильма Ч. "В последний час" (1928), рассказывавшего о восстании рабочих в тылу у белых. Творч. индивидуальность режиссёра раскрылась в ф. "Саба" (1929). Обратившись к будничным явлениям совр. жизни, к проблемам быта, Ч. искал особые выразит, средства для воплощения критич. и воспитат. направленности замысла. Ф. "Хабарда" (1931, сц. Ч. и С. Т. Третьяков) был посвящен конфликту между старым и новым, сатирически разоблачал мелкобурж. психологию. Широко используя приёмы смежных иск-в, режиссёр смело экспериментировал, расширял границы кинематографич. возможностей. Оба ф. отличались высокой изобразит. культурой, точным следованием жанру. Ч. пост. первый груз. звук, ф. "Последний маскарад" (1934, сц. Ч.), в к-ром возвращался к историч. материалу: периоду между 1-й мировой и Гражд. войнами. Раскрывая смысл историч. процессов, Ч. строил рассказ на столкновении эпико-героич. и сатирич. способов типизации, используя для этого сложные и эффективные приёмы монтажа, аллегории и символы. Ф. "Арсен" (1937, сц. Ч. и А. Шаншиашвили, Гос. пр. СССР, 1941) и "Георгий Саакадзе" (1942 - 1943, Гос. пр. СССР, 1943, 1946) свидетельствовали о глубоком интересе Ч. к истории Грузии, к её героич. и культурным традициям. Яркий худож. темперамент, высокое проф. мастерство Ч. нашли здесь своё наиболее полное воплощение. Стремясь к монументальности, эпич. широте в воссоздании важных страниц истории Сов. гос-ва, Ч. пост. ф., отмеченные чертами парадности и декоративности, что привело к упрощённой или неточной интерпретации событий, к смещению акцентов: "Великое зарево" (1938, сц. Г. Цагарели и Ч., Гос. пр. СССР, 1941), "Клятва" (1946, сц. П. А. Павленко и Ч., пр. Мкф в Венеции; Гос. пр. СССР, 1947), "Падение Берлина" (1950, сц. Павленко и Ч., Гос. пр. СССР, пр. Мкф в Карлови-Вари). В дальнейшем наиболее примечат. фильмы Ч. связаны с обращением к истории и к фольклору: "Отарова вдова" (1958), "Иные нынче времена" (1965) и др. Деп. ВС СССР 1 - 3-го созывов.

Среди др. ф.: док.- "Подвиг народа" (1956); худож.- "Повесть об одной девушке" (1960), "Генерал и маргаритки" (1964); м/ф - "Певец зари" (1968), "Как мыши кота хоронили" (1969). "Петух-хирург" (1971), "Блоха и муравей" (1972, с Г. Сванидзе), "Кувшин масла" (1973, с Сванидзе).

Маневич И., Нар. арт. СССР М. Чиаурели, 2 изд., М., 1953; Амирэджиби Н., На заре груз. кино, Тб., 1978; Груз. кино. Страницы истории, Тб., 1979.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.