[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ЧУХРАЙ Григорий Наумович

Расстановка ударений: ЧУХРА`Й Григорий Наумович

ЧУХРАЙ Григорий Наумович (р. 23.5.1921), сов. режиссёр. Нар. арт. СССР (1981). Чл. КПСС с 1944. В 1953 окончил ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). С 1955 на к/ст "Мосфильм". Первая режиссёрская работа - ф. "Сорок первый" (по Б. А. Лавренёву, 1956, спец. пр. Мкф в Канне, 1957, и др. пр.). Проявив тонкое понимание лит. первоисточника, Ч. использовал выразит. средства кино для создания остродраматического, психологически нюансированного и романтического по интонации фильма. Через любовь двух людей и её трагич. исход Ч. раскрывал социальный смысл историч. событий. Важной вехой в развитии сов. киноиск-ва стал ф. "Баллада о солдате" (1959, сц. Ч. и В. И. Ежов, пр. Мкф в Канне; гл. пр. Вкф, 1960, Лен. пр., 1961, и др. пр.). Эта картина выдвинула Ч. в первые ряды режиссёров, в чьём творчестве развивались и обогащались традиции социалистич. реализма. Эта работа отличалась подлинной худож. цельностью и внутр. гармонией, сочетала эпич. широту с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. В образе героя фильма Алёши Скворцова воплощались важнейшие черты характера сов. человека, рус. воина, утверждались принципы новой морали. Мастерство режиссуры Ч. проявилось также в создании единого худож. ансамбля фильма. Острые социальные вопросы поднимались в след. работе Ч.- ф. "Чистое небо" (1961, гл. пр. Мкф в Москве, и др. пр.). Картина, рассказывающая о попавшем в фаш. плен, а затем вернувшемся на Родину лётчике, со всей серьёзностью, откровенностью ставила проблему доверия к человеку. Показ сложных, противоречивых чувств гл. героя не заслонял темы гражд. мужества, необходимости активной позиции коммуниста, преданного делу партии. Важным элементом сюжета стала лирич. линия, развивающая тему душевной чистоты, верности, стремления человека к идеалам добра в любых, подчас жесточайших обстоятельствах. Тема верности высоким нравств. принципам разрабатывалась и в ф. "Жили-были старик со старухой" (1965). Избрав лирическую, сказовую интонацию, Ч. подробно исследовал житейские ситуации, выявлял логику поведения героев. В худож.-публицистич. ленте "Память" (1971, сц. Ч.) была глубоко раскрыта одна из важнейших тем сов. киноиск-ва - животворность духовной связи поколений, ответственность человека перед прошлым и будущим. Используя методы прямого интервью, Ч. провёл широкое социологич. исследование на междунар. материале. Пафос ф. заключался в утверждении позиции сов. художника, для к-рого Великая Отечеств, война - часть биографии. В ф. "Трясина" (1978, сц. Ч. и В. И. Мережко) Ч. вновь обратился к событиям войны, показав ситуацию явно нетипичную: слепая материнская любовь делает сына дезертиром, приносит ему нравств. и гражд. смерть. Эта сложная коллизия позволяет режиссёру с новой силой и остротой утвердить мысль о необходимости неразрывной связи человека с временем и судьбой народа. Об обязанности человека избирать активную позицию в жизни, не замыкаясь в своём частном мирке, рассказывает ф. "Жизнь прекрасна" (1980, сц. Ч. и А. Каменито, с Италией). В своём творчестве режиссёр верен гл. теме: человек перед лицом истории. В 1985 пост. ф. "Я научу вас мечтать" (с Ю. А. Швырёвым), посв. реж. М. С. Донскому. В 1965 - 75 худ. рук. Экспериментального творческого объединения при к/ст "Мосфильм". В 1966 - 71 преподавал во ВГИКе. С 1965 секр. правления СК СССР.

В кн.: Когда фильм окончен, [М., 1964]; Пример М. И. Ромма, "ИК", 1981, № 1.

Шнейдерман И., Г. Чухрай, Л.- М., 1965; Зоркая Н., Г. Чухрай, в её кн.: Портреты, М., 1966; Левин Е., Гуманизм солдата, мужество гуманиста, "ИК", 1981, № 7.

И. М. Шилова.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.