[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ДАТСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Расстановка ударений: ДА`ТСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ

ДАТСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. В 1896 в Копенгагене были показаны фильмы бр. Люмьер, а через неск. месяцев появились хроник, ф., снятые фотографом П. Эльфельтом. Он же пост. в 1903 первый игровой к/м ф. "Казнь". В 1906 О. Ольсен и А. П. Нильсен основали "Нордиск фильм компани", к-рая начала регулярное кинопроиз-во (в 1906 - 1910 выпускалось ок. 125 ф. в год). Первый междунар. успех принёс ф. "Охота на львов" (1907), пост. реж. и актёром В. Ларсеном. Осн. продукцию составляли экранизации: "Пляска смерти" (по А. Стриндбергу) и "Дама с камелиями" (по А. Дюма) - обе 1907, "Вильгельм Телль" (по Ф. Шиллеру, 1908), "Гамлет" (по У. Шекспиру, 1910) и др. Возникали новые кинокомпании: "Биорама" и "Фоторама" (1909), "Кинографен" (1910), "Косморама" (1910), "Скандинависк-рус-сиск хандельсхус" (1910), "Данмаркс фильм компани" (1913). В нач. 10-х гг. ведущими жанрами в Д. к. стали "комедии нравов" и псевдосоциальные мелодрамы: "Рынок невест" (1910, реж. А. Линд), "Четыре дьявола" (реж. Р. Динесен), "У ворот тюрьмы" и "Балерина" (1911), "Атлантис" (1913), "Революционная свадьба" (1915) - все реж. А. Блома, "Жизнь евангелиста" (1914, реж. Хольгер-Мадсен). Несмотря на однообразные сюжеты и поверхностное отражение социальных сторон действительности, эти ф. отличались выразит, игрой актёров, операт. мастерством, творч. поисками в области монтажа, декораций, освещения. Достижения дат. режиссёров оказали влияние на развитие киноиск-ва др. стран. Известность за пределами страны получили ф. с участием актрисы А. Нильсен: "Бездна" (1910), "Девушка без родины" (1912), "Испанская любовь" (1913) - все реж. П. У. Гада. Среди др. актёров - К. Альструп, В. Псиландер, К. Понтоппидан, Э. Фрелих, К. Вит, Р. Динесен, О. Фёнс, Б. Нансен: 1-я мировая война лишила Данию мн. кинорынков, произ-во сократилось. Ставились гл. обр. сентиментальные драмы: "За родину" (1914), "Конец света" (1915) - обе реж. Блома, "Долой оружие" (1914), "Вечный мир" (1916), "Небесный корабль" (1918) - все реж. Хольгер-Мадсен. Продолжая ориентироваться на экспорт, дат. режиссёры часто выпускали ф., лишённые нац. самобытности. В этот период развитию Д. к. способствовали новаторские ф. реж. Б. Кристенсена - "Таинственный икс" (1913), "Ночь мщения" (1916), "Ведьмы" (1922). Яркое актёрское исполнение, точное воссоздание эпохи, бережное отношение к первоисточникам были характерны для экранизаций романов Ч. Диккенса, пост. реж. А. Сандбергом: "Наш общий друг" (1919), "Большие надежды" и "Давид Копперфильд" (1922), "Крошка Доррит" (1924). В 1919 состоялся дебют крупнейшего реж. К. Дрейера, поставившего мелодраму "Президент". В 1921 вышел один из его самых противоречивых ф.- "Страницы из книги сатаны". В ф. "Уважай свою жену" (1925) Дрейер подверг резкой критике нравы мелкобурж. семьи. Популярным жанром в 20-х гг. стали фарсы, в т. ч. ф. реж. Л. Лауритцёна (с участием актёров X. Мадсена и К. Шенстрема - Пат и Паташон), пронизанные типично дат. юмором. В 30-х гг. с приходом звука в кино (первый звук. ф.- "Эскимос", 1930, реж. Г. Шневойт) уровень кино-произ-ва резко сократился, и за это десятилетие не было создано значит, произведений. В годы оккупации (1940-45) вышло 90 ф. Снимались ленты, рассказывающие об отношениях в бурж. среде: "Дитя разведённых родителей" и "Ребёнок" (1940), "Пойдём со мной домой" (1941) - все реж. Б. Кристенсена, "Заблудшая" (реж. Б. Ипсен, Л. Лауритцен-младший) и "Восемь аккордов" (реж. Й. Якобсен) - оба 1942. В 1943 вышел один из лучших фильмов дат. кино - "День гнева" (реж. Дрейер) об охоте на ведьм в ср.-век. Норвегии. Противодействием фаш. кинопропаганде становились док. ф., к-рые часто содержали скрытый политич. подтекст, призывали к борьбе - "Война с крысами" (1941, реж. В. Лауритцен, М. Скот-Хансен), "Пшеница в опасности" (1944, реж. X. Хассельбах). В области к/м кино работали также Т. Кристенсен, С. Мельсон, Н. Лихтенберг, К. Рос, И. Рос.

В послевоен. годы были пост. ф. о Движении Сопротивления в Дании: "Невидимая армия" (1945), "Три года спустя" (1948), "Чужой стучится в дверь" (1959) - все реж. Й. Якобсена, "Красные луга" (1945, реж. Ипсен, Лауритцен-младший), "Последняя зима" (1960, реж. Э. Тимрот). Док. фильм Кристенсена "Речь идёт о твоей свободе" (1946) был основан на киноматериалах, нелегально снятых дат. операторами во время оккупации. В фильме Ипсен и Лауритцена-младшего "Стоит на страже датский моряк" (1948) рассказывалось о службе дат. моряков во флоте союзных войск. Мировую известность получил ф. "Дит-те - дитя человеческое" (по роману М. Андерсена-Нексё, 1946, реж. А. и Б. Хеннинг-Енсен). Мн. ф. посвящались судьбе детей и молодёжи в бурж. обществе: "Палле один на свете" (1949), "Пау" (1959) - оба. реж. А. Хеннинг-Енсен, "Солдат и Йенни" (1947, реж. Якобсен), - "Не время для объятий" (1957, реж. А. Хоуман). В ф. реж. О. Пальсбо "Бери, что хочешь" (1947) и "Семейство Шмидтов" (1951) сатирически изображалась мелкобурж. провинц. среда. Социальные мотивы звучали в лентах реж. Г. Акселя "Всегда в тревоге" (1955, в сов. прокате "Одни неприятности"), "Лишняя женщина" (1956), "Всё для Елены" (1958). В его ф. "Золото и зелёные луга" (1959) высмеивался "амер. образ жизни", звучал ¦ протест против американизации экономич. и духовной жизни Дании. В 1955 Дрейер пост. ф. "Слово" (по пьесе К. Мунка), в к ром затрагивал религ. проблемы. Несмотря на отд. достижения, Д. к. в " 50-е гг. в основном выпускала продукцию, рассчитанную на вкусы невзыскательного мелкобурж. зрителя ("Красные лошади" по М. Корху, 1950, реж. А. О'Фредерике, Й. Иверсен).

В 60-е гг. в Д. к. пришла группа режиссёров и сценаристов, чьё творчество принято объединять термином "датская новая волна". Наибольший интерес представляли ф. реж. X. Карлсена: "Дилемма" (по Н. Гордимер, 1962), снятый подпольно в Юж. Африке и обличавший апартеид, "Что с нами?" (1963) о судьбе участника дат. Движения Сопротивления, "Боитесь?" (1971, док.), где вскрывались причины стремления молодёжи уйти от действительности. Огромный междунар. успех принёс Карлсену ф. "Голод" (по К. Гамсуну, 1966), рассказывающий о судьбе писателя в бурж. обществе. В фильме П. Кьерульф-Шмидта "Уикэнд" (1962), "Двое" (1964) раскрывалась моральная сущность т. н. общества всеобщего благоденствия. В 1965 он снял свой лучший ф. "Однажды была война" о жизни мелкобурж. семьи в период оккупации. Интерес к морально-нравств. проблемам, быту и нравам дат. провинции характеризует ф. 60-х гг. В ф. реж. Г. Акселя "Красная мантия" (1967) воссоздана древняя скандинавская легенда. В жанре комедии успешно работал реж. Э. Баллинг, поставивший ф. "Вера, надежда и колдовство" (1960), "Милое семейство" (1962), "Бей первым, Фреди" (1965), "Баллада о Кристиане хауне" (1971, в сов. прокате "Скандал в старом городе") и др. В 1965 вышел последний ф. Дрейера "Гертруда" (по Я. Сёдербергу) - психологич. портрет женщины, страстно ищущей настоящей любви.

В 70-е гг. в Д. к. преобладала коммерч. продукция. Решение фолькетинга об отмене цензуры (1969) повлекло за собой поток порнографич. лент. Популярными стали комедии и мелодрамы, схематично и искажённо отражающие дат. действительность. Серьёзное киноиск-во сталкивается с большими финанс. проблемами и существует за счёт гос. поддержки (премии за качество, компенсации убытков и производств, расходов, субсидии). Кино-ин-т, осн. в 1972, предоставляет ссуды независимым продюсерам на произ-во фильмов. Интерес к социальной проблематике, новаторские поиски характерны для нового поколения режиссёров. О положении личности в капиталистич. обществе рассказывают ф. "По поводу Лоне" (реж. Ф. Эрнст) и "Дорогая Ирена" (реж. К. Л. Томсен) - оба 1970, "Нарко-фильм о любви" (1971, реж. К. Эрстед), "Нужно уметь разбираться в музыке" (1972) и "Кажется, кто-то смеётся" (1978) - оба реж. X. Карлсена, "Опасные поцелуи" (реж. X. Стангеруп)и "Побег" (1973), "Слепой партнёр" (реж. X. Кристенсен), "Дети боли" (реж. Томсен) - оба 1977, "Медовый месяц" (1978, реж. Б. Август), "Джонни Ларсен" (1979, реж. М. Арнфред). "Политич. ф." анализируют кризис бурж. демократии: "Полицейский" (1976, реж. А. Рефн) разоблачает коррупцию высокопоставленных гос. чиновников, "Страна на закате" (1977, реж. П. Уоткинс) открыто призывает к выходу Дании из НАТО и Общего рынка, "Снайпер" (1977, реж. Т. Хедегор), герой к-рого террором пытается предотвратить использование в Дании ядерной энергии. Мрачными красками изображается будущее Дании в ф. "Кто кого убивает" (1978, реж. Л. Вильструп), "Дания закрыта" (1980, реж. Д. Черня). Однако гораздо чаще социально-политич. мотивы вводятся как фон в ленты, снятые в популярных жанрах триллера или детектива: "19 красных роз" (1974), "Ученик гангстера" (1977) - оба реж. Э. X. Карлсена, "Двойник" (1976, реж. Ф. Эрнст), "Террор" (1977, реж. Г. Фредхольм), "Кошелёк или жизнь" (1982, реж. X. Карлсен). Значит, место занимают экранизации нац. лит-ры: "Пропавший чиновник" (по X. Шерфигу, 1971, реж. Г. Фредхольм), "Земля - плоская" (1977, реж. X. Стангеруп) и "Йеппе с горы" (1981, реж. К. Роструп) - оба по Л. Хольбергу, "Вандализм" (по Т. Кристенсену, 1977, реж. О. Рос), "Барон" (по Г. Виду, 1978, реж. А. Рефн). В 1968 - 81 реж. Баллинг выпустил чрезвычайно популярную серию (13 ф.) комедий о банде Ольсена. Среди ведущих актёров: Е. Оккинг, Г. Нёрбю, Ф. Хельмут, О. Спрогё, Л. Херц, П. Бунгор, И. Кристенсен, К. Олесен. Новаторство и высокий профессионализм характерны для док. ф. "Жизнь в Дании" (1971), "Звёзды и водовозы" (1975), "Весенний денёк в преисподней" (1977) - все реж. Й. Лета, "Здесь начинается мой мир" (1976, реж. Томсен), "Кристиания" (1977, реж. О. Нюхольм, Ф. Кольструп), "Рыбак из Ханстхольма" и "Богатый человек" (оба 1979, реж. Й. Б. Карлсен).

В 1981 в Дании работало 16 компаний ("Панорама фильм", "Кроне фильм" и др.) и независимые продюсеры. В 70-х гг. выпускалось ок. 20 ф. в год, в 1982 - 15 фильмов. В 1982 в Дании имелось 400 киноэкранов. Оргция "Уоркшоп", созд. в 1970, представляет материальную базу молодым режиссёрам. К/м ф. создаются Дат. комитетом к/м ф., компаниями "Минерва" и "Спектрум". Существуют ассоциации кинопродюсеров, кинопрокатчиков, кинорежиссёров, владельцев кинотеатров. Основу проката составляют амер. и зап.-европ. ф. В 1966 в Копенгагене осн. киношкола (готовит режиссёров, операторов и звукооператоров). Исследованием кинематографа занимается Дат. киномузей (созд. 1942). Выходят журналы, поев, иск-ву кино: "Kosmorama" (с 1954), "Levende billeder" (с 1975), "Mac Guffin" (с 1975), "Film - UV"(c 1967), "Prasen" (c 1976), "Tusind Оjne" (c 1976). (Илл. табл. XXXV.)

Комаров С. В., Кинематография Дании (1906 - 1920), в его кн.: История заруб. кино, М., 1965; Теплиц Е., Под гитлеровским игом (Дания), в кн.: История киноиск-ва (1939 - 1945), пер. с польск., т. 5, М., 1974; Danishfilms, Kbh., 1973; Natta E., Tagliabue С, Le inqueitudine di un popolo "tranquillo", "Rivista del Ci-nematografo", 1974, № 10 - 11; Sсhepelern P., Filmkunsten i 70'ernes Danmark, "Kosmorama", 1976, №130; Dansk film, Kbh., 1981.

О. Э. Рязанова.

'День гнева'. Реж. К. Дрейер. 1943
'День гнева'. Реж. К. Дрейер. 1943

'Дитте - дитя человеческое'. Реж. А. и Б. Хеннинг-Енсен. 1946
'Дитте - дитя человеческое'. Реж. А. и Б. Хеннинг-Енсен. 1946

'Лжец'. Реж. К. Томсен. (Актёр Ф. Хельмут.) 1970
'Лжец'. Реж. К. Томсен. (Актёр Ф. Хельмут.) 1970

'Слепой партнёр'. Реж. X. Кристенсен. 1977
'Слепой партнёр'. Реж. X. Кристенсен. 1977

'Полицейский'. Реж. А. Рефн, (Слева - актёр Е. Оккинг.) 1976
'Полицейский'. Реж. А. Рефн, (Слева - актёр Е. Оккинг.) 1976


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.