[ История кино | Новости | Библиотека | Энциклопедия ]




ДРЕЙЕР [Dreyer] Карл Теодор

Расстановка ударений: ДРЕ`ЙЕР [Dreyer] Карл Теодор

ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (3.2.1889 - 20.3.1968), дат. режиссёр, сценарист. Один из создателей дат. худож. кинематографа. С 1908 работал журналистом. С 1912 на студии "Нордиск" в Копенгагене, был автором титров, монтажёром, сценаристом. В ф. "Президент" (1919), пост. в духе сентимент. мелодрамы тех лет, Д. использовал худож. возможности монтажа и крупного плана.

В ф. "Страницы из книги сатаны" (1920), включавшем четыре эпизода (распятие Христа, инквизиция в ср.-век. Испании, Великая франц. революция и контрреволюция в Финляндии в 1918), пытался доказать, что источник несправедливости - политич. и религ. Нетерпимость. В этом реакц. ф. проявилось влияние на Д. контрреволюц. бурж. пропаганды. Ф. "Вдова пастора" (1920, Швеция) из жизни норв. крестьянства отмечен влиянием швед. кинематографич. школы.

Сравнительно правдиво была воспроизведена атмосфера Революции 1905 - 07 в России в ф. "Заклеймённые" ("Возлюби ближнего", 1921, Германия), но революц. движение режиссёр ограничивает подпольной деятельностью студенч. кружков. В 1925 Д. пост. ф. "Уважай свою жену", разоблачающий мораль . бурж. семьи. В комедии "Невеста Гломдаля" (1926, Норвегия) показал реалистич. образы норв. бедняков. В 1927 пост. во Франции ф. "Страсти Жанны д'Арк". Борьбу и гибель нар. героини, замученной католич. церковью и англ. оккупантами, Д. изобразил как символически обобщённое столкновение прогрес. духовного начала с бесчеловечными законами церкви и гос-ва. Новаторские средства кинематографич. образности, динамич. чередование крупных планов, выразит, ракурсы отличали цельную и правдивую стилистику фильма. В 30-е гг. Д., бескомпромиссный противник коммерч. кинематографа, остался без работы. Лишь в 1943 вернулся в кино и снял один из лучших своих ф.- "День гнева" (по пьесе "Анна, дочь Петера" Вирс-Енсена). Избрав в качестве сюжетно-историч. фона "охоту на ведьм" в ср.-век. Норвегии, Д. диалектически противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В 1955 пост. ф. "Слово" (по К. Мунку, гл. пр. Мкф в Венеции), в к-ром проявились богоискательские тенденции, христианско-мистич. понимание "чуда". В экранизации пьесы Я. Сёдерберга "Гертруда" (1965) Д. продолжил попытки поиска высокой трагедии, стремился здесь к слиянию диалога с изобразит. решением.

Значит. вклад в развитие дат. док. кино внёс Д. лентами "Помощь матерям" (1942), "Датские сельские церкви" (1947), "Торвальдсен" (1949), "Мост Сторстрём" (1950), "Замок в замке" (1954). Написал сц. для ф. реж. Й. Роса "Шекспир и Кронборг" (1950), "Реконструкция Ренне и Нексе" (1954).

Работы Д. отмечены высокой кинематографич. культурой, единством худож. компонентов. Стремясь к наиболее полному раскрытию внутр. мира персонажей, Д. вводил выразит, крупные планы (особенно в период немого кино), ассоциативный монтаж, замедлил ритм внеш. действия. Большое значение Д. придавал изобразит, стороне ф., успешно решая в чёрно-белых ф. колористич. задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов. Композиция кадра в фильмах Д. отличалась строгой целесообразностью и красотой, в костюмах и декорациях органически сочетались историч. достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. Д.- автор мн. теоретич. и критич. статей, собранных в кн. "О кино".

Др. ф.: "Однажды" (1922), "Мнхауль" (1924, Германия), "Вампир, или Странное приключение Дэвида Грея" ("Сон Аллана Грея", 1931, Франция - Германия), Два человека" (1945, Швеция), "Опоздавшие на паром" (1948).

Оm filmen, Kbh., 1964; Fire film, [Kbh.], 1964.

Neergaard E., En filminstruktors arbejde; Carl Th. Dreyer og bans ti film, Kbh., 1940; его же, Carl Dreyer. A film director's work, [L., 1950]; Semolue I., Dreyer, P., [1962]; Milne Т., The cinema of Carl Dreyer, N. Y., 1971.


Источники:

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.